|
Один из крупнейших российских музыкальных фестивалей KUBANA, ежегодно проходящий на Черноморском побережье, в этом году встретил свой первый юбилей. Пятилетие оупен-эйр отпраздновал с 1 по 7 августа на новом месте - совсем рядом с Анапой, в станице Благовещенская.
Продюсер фестиваля Илья Островский рассказал в интервью “РИА Новости” о том, как KUBANA из двухдневного фестиваля превратилась в недельный оупен-эйр со звездами мирового масштаба, как первая зарубежная команда решилась приехать в Краснодарский край, о том, чем шляпа Боярского круче жужжащих гитар рок-гигантов, о “дедовщине” на фестивале и мечтах о его будущем
- Почему Вы решили проводить фестиваль именно в Краснодарском крае?
- Идея провести фестиваль на море появилась еще лет за пять до того, как все началось. Изначально инициатива исходила от администрации Краснодарского края - они хотели, чтобы в регионе появилось какое-то яркое молодежное мероприятие. Но поскольку четко сформулированной идеи не было, все - край, аудитория и мы - созрели лишь к 2009 году. Основная идея - KUBANA должна была проходить на море, а в Краснодарском крае их даже два. Черное море было выбрано как наиболее востребованная часть побережья.
- У названия есть несколько смыслов?
- Когда мы выбирали место проведения, у нас было несколько вариантов. Один из них - поселок Веселовка на Таманском полуострове, который, с одной стороны, показался идеальным местом для южного фестиваля, а с другой - смущал своей дикостью и разрухой: полузаброшенными советскими базами отдыха, самодельными кафе под открытым небом и так далее. Мы долго думали, как затащить людей за тридевять земель в такую атмосферу, и решили обыграть эту ситуацию в свою пользу. Регион называется Кубань, а мы все это стилизовали под развалины Гаваны, поэтому получилось сочетание Кубани и Кубы - KUBANA. Первое время, пока бренд не сформировался, мы даже активно эксплуатировали в оформлении тему музыкальной революции, образы Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевары. Сейчас мы все дальше уходим от этой концепции и единственное, что осталось, - это “Полуостров свободы”.
- Вы опирались на опыт других фестивалей?
- За всю историю проведения KUBANA я ни разу не ориентировался на российские аналоги, потому что, к сожалению, наша музыкальная индустрия очень сильно отстает от европейской и американской. За основу я всегда брал какие-то примеры и идеи, подсмотренные за рубежом. Наверное, на сегодняшний день мне хотелось бы в KUBANA объединить все самое лучшее от фестивалей Rock am Ring, Sziget, Coachella и Glastonbury. Почти на всех я бывал и, признаюсь честно, подглядывал, что и как, пытаясь со временем реализовать увиденное на KUBANA. Rock am Ring - это грандиозный лайн-ап, Sziget - это фантастическая развлекательная инфраструктура, Coachella - неповторимая атмосфера, Glastonbury - легендарность и статус. И все эти вещи хотелось бы объединить в KUBANA.
- Чего-то уже удалось достигнуть?
- Однозначно это очень серьезный, мощный лайн-ап, который зачастую не уступает многим европейским фестивалям. Мы научились решать инфраструктурные проблемы. Нам еще очень многое предстоит сделать в том, что связано с развлекательной программой, потому что для меня залог успешного фестиваля состоит из трех пунктов - это непосредственно музыка, развлекательная инфраструктура и некая невербальная идея, атмосфера, если хотите, которую невозможно привнести на мероприятие искусственно.
Любой современный фестиваль за границей - это тематический парк развлечений. И если в “Диснейленде” это Микки Маусы и Дональды Даки, то на музыкальных фестивалях многое завязано на выступающих артистах. Причем это работает так, что если, например, на фестивале мы вообще уберем концертные площадки, то человеку и без них будет, чем заняться.
Это то, чего не хватает любым российским оупен-эйрам, но нам в этом смысле очень сильно повезло - у нас есть море, которое решает огромное количество проблем. Но возникает вопрос, зачем ехать на KUBANA, ведь море есть в Египте, Турции или на том же побережье, что и KUBANA, но не на ее территории? Поэтому развлекательная и идейная составляющие для меня сегодня являются первостепенными. Если музыкальную составляющую мы научились реализовывать на все сто, то здесь предстоит воспитывать и создавать целую культуру.
 |
Илья Островский |
- А идея на KUBANA уже есть?
- Как я сразу сказал, это некая неосязаемая основа, которая зачастую возникает без нашего ведома. Так получилось, что у KUBANA первичная идея родилась сама собой - “Полуостров свободы”, музыкальная революция. Здесь я обычно уточняю, что свобода - это не вседозволенность, тем не менее мы всегда позиционировали фестиваль как отдушину для людей, которые целый год сидят в офисах, на учебе или еще где-то, а вот на KUBANA они могут почувствовать возможность быть самими собой, радость от проявления своих эмоций, общения и так далее. Эту атмосферу создать удалось, а дальше все стало происходить независимо от нашего желания. Например, у KUBANA есть специфический юмор, который понятен только тем людям, которые ездят на фестиваль и тусуются у нас в соцсетях. Это уже какая-то сформировавшаяся группа людей, говорящая на своем языке в сети.
Сейчас группа фестиваля KUBANA “ВКонтакте” насчитывает около 85 тысяч человек, где в течение всего года происходит общение, обмен информацией, порой вовсе не связанной с фестивалем. Это уже клуб по интересам, костяк которого составляют около 15-20 тысяч человек. Ближе к фестивалю группа увеличивается, появляются новички, к которым изначально относятся с подозрением, а иногда даже жестко - типа “дедовщины” в армии. Но эта атмосфера очень быстро затягивает, и вот уже новички - не новички вовсе.
Если говорить об идеях на фестивалях, то в пример можно привести российские оупен-эйры, у которых есть идеи и атмосфера: “Нашествие”, “Пикник “Афиши”, “Усадьба Jazz”. Есть фестивали, на которых идеи нет, но для меня это просто очень длинные хорошие концерты.
 |
Эмир Кустурица |
- Вы начинали в 2009 году с двух дней и без зарубежных артистов. Как развивался фестиваль?
- С самого первого фестиваля я говорил, что хочу делать мероприятие по европейскому лекалу, а на любом большом зарубежном фестивале не меньше 70 процентов интернациональных коллективов. Учитывая наше положение в 2009 году, я понимал, что достигнуть этой цели можно лишь спустя годы, но в итоге очень удивился, что эти годы не растянулись на десятки лет. Прорыв произошел уже в 2010 году, когда мы получили в хедлайнеры группу NOFX.
Сегодня фестиваль известен тем, что на нем побывало огромное количество иностранцев. Все артисты, их менеджеры и агенты между собой так или иначе общаются, и информация о хорошем, качественном оупен-эйре в Краснодарском крае разлетелась по всему миру. А в 2010 году это было реально сложно и состоялось все только благодаря авантюрному духу музыкантов NOFX, известных своей любовью к выступлениям во всевозможных экзотических местах. На тот момент у них было много предложений из Москвы и Петербурга, но они выбрали KUBANA, потому что в столицах они уже все видели, а вот фестиваль in the middle of nowhere, как они тогда сказали, их заинтересовал. Вот так мы прорвали заслон для зарубежных артистов, и с 2011 года их количество росло.
В этом году мы приближаемся к тем заветным 70 процентам. И это, на мой взгляд, единственный путь развития для нас, поскольку при всем моем желании при отборе российских коллективов выбор падает на те же самые имена, которые были на первой, второй и третьей KUBANA. Есть определенный список групп, которые переезжают с одного фестиваля на другой. Все они отличные, но ими уже никого не удивишь. Я и рад бы позвать кого-то нового, но в российской рок-музыке практически ничего не появляется. Хотя мы стараемся - в этом году я пригласил два совсем новых имени - Biting Elbows и “План Ломоносова”.
 |
Панк-опера “Время цыган” Эмира Кустурицы |
- С российскими музыкантами понятно, а по какому принципу Вы приглашаете на фестиваль зарубежных артистов?
- У меня есть некое внутреннее ощущение и сложившаяся в голове концепция того, что подходит для KUBANA, а что нет. Ошибки за эти годы, конечно, были, но это единичные случаи. Мне кажется, что я очень хорошо чувствую и понимаю нашу аудиторию. И даже если изначально тот или иной коллектив принимается ими в штыки, то на самом фестивале все меняется. Например, в прошлом году так случилось с японским гитаристом Miyavi - в интернете было много иронии и шуток по поводу его приезда, тем не менее это был один из самых ярких концертных сетов фестиваля, который многие до сих пор с удовольствием вспоминают.
В целом же у меня есть какое-то примерное процентное распределение, несмотря на всю нашу музыкальную пестроту. Рока у нас должно быть примерно процентов 50, потому что костяк аудитории интересуется в первую очередь именно рок-музыкой в различных ее проявлениях. Процентов 30 всегда - это электроника, ну и процентов 10-20 мы традиционно отдаем хип-хопу, у которого тоже очень много поклонников по всей стране.
 |
Михаил Боярский |
- Идея привлечения Боярского, вот теперь Юрия Антонова - это специфический фестивальный юмор?
- Ни в коем случае! Приглашение этих спецгостей не является каким-то юмористическим ходом с нашей стороны. И доказательством тому стал Михаил Боярский, которого два года назад воспринимали именно в такой роли, но после его выступления стало понятно, насколько это было ошибочно. Его выступление однозначно стало одним из самых лучших за всю историю KUBANA. С Боярским могут конкурировать разве что группы Korn и The Offspring - по энергетике, количеству собравшихся перед сценой людей и той отдаче зала, которая была во время концерта. Я в этом ни на секунду не сомневался и понимал, что это выступление на KUBANA станет разрывом всех стереотипов и Боярский разнесет всех вдребезги. Сколько бы ни силились рок-гиганты и альтернативные монстры со своими жужжащими гитарами, басами и барабанами, когда на сцену вышел один Боярский без какого-либо сопровождения, он 40 минут держал аудиторию так, как не удавалось никому. Потому что каждая из его песен - это хит, живущий в сердце любого жителя этой страны. У меня лично никакой иронии не было, а если у кого-то она и была, то после выступления совершенно точно пропала. Та же самая история с “Дюной” и, очень надеюсь, с Юрием Антоновым в этом году. Идея его выступления у меня родилась так: до сих пор каждый уезжающий на отдых в Анапу или даже Египет выплясывает на дискотеках под “Летящей походкой” и другие нетленные хиты этого великого композитора, а на KUBANA люди приезжают также отдыхать, так почему бы им не плясать под привычное и любимое? Думаю, Антонов будет как нельзя к месту. А вот что делать дальше, это, конечно, вопрос.
- Вам каждый раз нужно поднимать и перепрыгивать планку, да?
- Каждый раз, начиная с 2010 года, после очередного проведенного фестиваля возникает вопрос - как теперь сделать еще лучше? И лучше все-таки получается. Даже с точки зрения музыкального состава, положа руку на сердце, есть еще куда двигаться. Существует огромное количество артистов, которые никогда не были на KUBANA, да и вообще в России. Но даже если мы достигнем потолка с точки зрения музыкальной программы, нам есть куда стремиться в области развития инфраструктуры и расширения жанров. Уже в этом году мы начали этот процесс - фестиваль открывает полноценная театральная постановка Эмира Кустурицы “Время цыган”, которая до этого ставилась единожды во Франции.
Для России это впервые, и уж тем более на открытом воздухе, что можно считать очень смелым экспериментом. Чего только нет в их райдере, даже 15 живых гусей! Кроме того, у нас будет отдельная цирковая сцена - до сегодняшнего дня это искусство не было представлено на российских оупен-эйрах. Это будет венгерский цирк RECiRQUEL, который также еще никогда не бывал в России. У нас, конечно, не будут бегать лошадки, мишки и обезьянки, но жонглеры, акробаты и клоуны будут точно! В общем, есть еще куда двигаться - оперетта, балет, да все, что только может прийти в голову.
 |
Цыганская удаль - явление для KUBANA родное! |
- С какими проблемами Вы сталкиваетесь при организации фестиваля?
- Не считая артистов, которых нужно уговорить приехать в Краснодарский край (зачастую эта проблема решается только при помощи арендованных чартеров), наш основной вопрос - отсутствие в России подготовленных площадок для проведения такого рода мероприятий. Если большинство зарубежных аналогов проходит на территориях с уже существующей инфраструктурой, то в нашем случае ее приходится строить с нуля самим. А я совсем не строитель и тем более не инженер, поэтому каждый год это отдельная проблема - создать автономные водопровод, электроснабжение, оградительные сооружения, сантехнические зоны и так далее. Плюс ко всему - непоколебимый менталитет отечественного предпринимательства, который в своей жадности не знает никаких границ. Во время проведения KUBANA цены в близлежащих гостиницах, базах отдыха и кафе, а также тарифы такси взлетают в несколько раз по сравнению с и без того высокими курортными ставками. Ну не бывает такого, чтобы номер в гостинице уровня три с минусом звезды стоил от 100 евро и выше. Мы пытаемся решать эти вопросы: регулировать ценовую политику в близлежащих базах отдыха, договариваться с транспортными компаниями, но не всегда это получается.
- Из чего формируется бюджет фестиваля?
- Пропорция четко соблюдается с самого первого фестиваля: около 30 процентов инвестиций - это спонсорские деньги, включая коммерческих партнеров, госструктуры или кого-то еще, а 70 процентов - привлеченные частные инвестиции. Конечно же, хотелось бы эту пропорцию менять в меньшую для нас сторону, но пока это так.
- Какой Вы хотите видеть KUBANA лет через десять?
- Имея пятилетний опыт проведения KUBANA, сейчас очень сложно предположить, какой она будет даже через пять лет, потому что если бы мне в 2009 году сказали, что фестиваль станет таким, какой он есть сейчас, я бы не поверил. Я сейчас не кокетничаю. Я тогда мог предположить, что к своему пятилетию мы научимся привозить три зарубежных коллектива и разрастемся с двух до трех дней, но поверить в то, что произошло в итоге, просто невозможно.
И при той динамике, которая есть, по идее, через 10 лет это должен быть какой-то город будущего, в котором выступают голограммы вместо музыкантов. Артисты будут находиться у себя в Лос-Анджелесе, а голограмма - на сцене, все будут перемещаться по фестивалю на летательных аппаратах, и будут стоять какие-нибудь сцены, созданные при помощи технологии 3D Mapping, и одна из них обязательно расположится под водой на расстоянии 50 метров от берега. В этом городе будут свои гостиницы, кафе, аттракционы, причал, система трансферов, чтобы мы могли существовать совершенно автономно от внешнего мира и отвечать за все происходящие внутри фестиваля процессы сами.
Но, наверное, все это утопия - так не бывает. Да и в России прогнозировать что-то на такие большие промежутки времени достаточно сложно.
Беседовала Ирина Гордон, “РИА Новости” |