|
Константин Маскаев
Говорят, что отныне в Алматы сдать практический экзамен по вождению для тех, кто собирается получить водительское удостоверение, стало чрезвычайно сложным делом.
С недавнего времени теоретический и практический экзамены принимают в специализированном “гаишном” ЦОНе, новом и напичканном электроникой
Впервые попав сюда, ловишь впечатление, что попал надолго: сюда перевели все гражданские взаимоотношения водителей и владельцев транспортных средств с дорожной полицией. Поэтому народу действительно много. Но быстро понимаешь, что это столпотворение - лишь первое ошибочное впечатление. На самом деле все это теперь отнимает гораздо меньше времени. Напичканный электроникой и камерами комплекс “прозрачен”, как аквариум. Все происходящее в режиме реального времени доступно в Министерстве транспорта и коммуникаций и МВД. Так что бдят открыто. Могут (для начала) и замечание сделать за задержку какого-нибудь процесса. Но пока все выглядит довольно отлаженным, напоминает муравейник, где постоянно что-то двигается и происходит.
- У нас регламент, - разъяснил заместитель начальника специализированного ЦОНа по Алматы Толеген Бизаков. - Максимальное время, которое отводится, например, на переоформление автомобиля (снятие с учета, сверка, постановка на учет, выдача нового техпаспорта) - один час пять минут.
- Сегодня ЦОН обрабатывает около тысячи заявок в день, - говорит Толеген. - Теперь в одном месте можно и о штрафах узнать, и тут же их заплатить, и произвести все действия с транспортным средством, и экзамены сдать, и права получить. Напечатают через 15 минут после успешной сдачи экзаменов.
Собственно, интерес к экзамену нас сюда сегодня и привел. Толеген показывает всю цепочку. Прежде - зона оформления заявки, где клиента фотографируют и сканируют роспись, образец которой затем попадет в водительское удостоверение. Затем следует вызов на теоретический экзамен. Всего два зала, 45 компьютерных мест. Экзаменуемому предлагают 40 вопросов по теории в рамках ПДД - Правил дорожного движения. Минимальный порог на оценку “сдал” - 32 правильных ответа. Максимальное время - 40 минут.
- Наш алматинский экзаменационный комплекс вместе с автодромом - один из самых совершенных на сегодняшний день в СНГ. Оборудование - южнокорейское. Все процессы максимально автоматизированы, влияние человека исключено. Автодром имитирует практически все виды дорожных ситуаций, которые встречаются в городе.
Несмотря на то, что впервые за руль я сел более десяти лет назад, оказавшись в экзаменационной машине, испытал некоторое волнение на старте. В свободной обстановке чувствуешь себя непринужденней, а тут за тобой пристально следит электроника.
Раньше практический экзамен по вождению принимал живой человек, инспектор. С человеком же всегда остается возможность договориться, вывести нужный результат: там не заметил нарушение правила, а тут, напротив - внес в итоговый протокол грубую ошибку. Теперь влияние человеческого фактора постарались исключить. Вместо людей - электроника, часть которой скрыта под асфальтом, часть установлена в автомобиле. Все эти датчики, спидометры, секундомеры и видеокамеры следят за действиями экзаменуемого: фиксируют - пристегнут ли ремень безопасности, считывают данные о движении автомобиля, скорости, реакции на сигналы светофора, знаки и разметку.
В экзаменационном автомобиле четыре видеокамеры - направлены на испытуемого, педали, инструктора. Пишется и звук. То есть влияние экзаменатора минимально. Он не должен подсказывать, но и не мешает. Он может дать незначительные рекомендации, например, по какому маршруту и на какое упражнение можно отправиться. Еще 12 камер всматриваются в автодром со стороны.
Следуя указателям, попадаешь на все участки с упражнениями: собственно старт, проезд пешеходного перехода, остановка и начало движения на подъеме, несколько поворотов под 90 градусов, извилистая дорожка-“змейка”, разворот и парковка, проезд железнодорожного переезда, парковка задним ходом, аварийная остановка и окончательная парковка на финише.
Главное не “париться” и не “тормозить”. Собственно, все, как в реальной жизни на обычной дороге вчера, сегодня и всегда. Уже на стадии экзамена курсант оказывается в положении водителя. Разработана строгая система пенальти за нарушения. “Вылетаешь” с экзамена по достижении 100 штрафных баллов.
Прежде о самых тяжелых формах. Дисквалификация или 100 баллов в гору, если экзаменуемый не начал движение после 30 секунд после команды “Старт!”. Дисквалификация за выезд на перекресток или даже за “стоп”-линию на красный свет. Те же 100 баллов “начисляют”, если за 30 секунд не смог покинуть перекресток на разрешающий сигнал светофора. Столкновение с другим автомобилем или наезд на препятствие, понятно, также заканчивается дисквалификацией. К повторному практическому экзамену на автодроме курсанта допускают не ранее, чем через семь дней.
Штрафуют и по мелкому (5 баллов): за ремень, за указатель поворота, за остановку далее метра до “стоп”-линии. На 20-25 баллов отодвигает от успеха наезд на обочину, пересечение “стоп”-линии перед пешеходным переходом, 15 штрафных баллов накинут за разворот и парковку, если на выполнение ушло более двух минут.
- В общем-то, растерять шансы и нацеплять штрафных баллов можно достаточно быстро, - не исключает заместитель начальника регистрационно-экзаменационной работы Управления дорожной полиции ДВД Алматы, майор Нурлан Аманбек (из дорожных полицейских он в этом ЦОНе самый главный). - Но в этом есть и позитивный момент. Прежде чем выдавать водительское удостоверение и выпускать человека в город, нужно его достаточно хорошо обучить.
С 16 мая, когда стал действовать автодром, по сегодняшний день практический экзамен сдали 58 человек. Сколько человек не прошли с первого раза, не уточняют. Но со временем, уверен майор, появится и качество. Автошколы теперь будут обучать вождению, в том числе, на автомобилях с механической коробкой передач. Что касается практического экзамена, то его будут принимать только на “механике”.
Фото автора |