|
“Предчувствие” Пасхи начинается в Германии намного раньше, в канун Великого поста. Гуляния длятся несколько дней, а кульминация приходится на Розовый понедельник - так называется день, когда всюду идут карнавальные парады, от маленьких деревенских шествий до многокилометровых в крупных городах. Так называется день, когда отдельная часть населения, рабочих дней которой никто не отменял, бывает вынуждена ехать на работу на такси, потому что автобусы почти не ходят или ходят с опозданием, не пробиться и на личном авто через толпы ряженых. Карнавальный парад как правило возглавляет Король дураков - должность выборная. А может быть, это будет Королева дураков, или Принц, или Принцесса. Не важно, главное, чтоб было весело, потому что назначение карнавала - повеселиться, напиться и наесться, испытать счастье от радостей жизни перед началом Великого поста
Надо, наверно, родиться и вырасти в этой стране, чтобы иметь вкус и любовь к таким праздникам - уж да простят меня аборигены. Здесь в больших городах народ объединяется в группы для карнавальных шествий, группа шьет одинаковые костюмы, организует украшенную машину, на которой они (группы) принимают участие в общем проходе через город. Ну все точно так же, как у нас когда-то каждый завод выходил на демонстрацию. Одна группа народа участвует в проходе, другая группа является зрителями на всем шествии. Каждая группа кричит друг другу: “Хеллау!”
Всем вроде весело или, тоже, как на наших демонстрациях. По телевизору всю неделю показывают эти шествия из разных городов и концерты под знаком карнавала. Никак не пойму только - за все тринадцать лет жизни в стране не поняла этого, ЧТО карнавал означает здесь для народа. Понятно, традиция, но какие ассоциации вложены туда - лично для меня загадка. Прояснить ее не смогли и мои коллеги, просто помешанные на карнавале. Отстань, сказали они мне, просто весело. Словом, многие немцы понятия не имеют ни об исторических, ни о других истоках карнавала, им действительно лишь бы повеселиться. Был бы повод... Кстати, точнее, некстати, в истории этого веселого праздника есть и мрачные страницы. Историк Маркус Ляйфельд обнаружил в архивах любопытные сведения о том, как нацисты манипулировали кельнским карнавалом. Результаты его исследований определили тему монографии под названием Kolle Alaafunterm Hakenkreuz, что можно перевести как “Карнавал под знаком свастики”. “Интегрировать” карнавал в собственное движение НСДАП Kraftdurch Freude - “Сила через радость” - нацисты пытались практически сразу после того, как Гитлер пришел к власти. Один из местных боссов партии собрался наказать и даже распустить оргкомитет карнавала: мол, из-за его “нерадивости” пришлось дважды в начале 30-х годов отменить главную карнавальную процессию. На самом деле это пришлось сделать из-за страшного экономического кризиса. Но традиционные карнавальные клубы, которых в Кельне очень много, восстали. Им удалось предотвратить нацистскую “реорганизацию”, и это “восстание шутов” вошло в историю как вовсе не шутовская победа. Для этого требовалась немалая смелость. Впрочем, вернемся к дню сегодняшнему.
В Кельне в Розовый понедельник творилось, как всегда, нечто. На головы зрителей в перевернутые шляпы, зонтики и просто открытые пакеты было выброшено около 150 тонн конфет, почти 700 тысяч тонн плиток шоколада и тысячи весенних букетиков. Впрочем, это сладкое безобразие - не самое главное безобразие. Хотя, конечно, может, во мне сказывается дурное советское воспитание и потому меня слегка покоробило от карнавальной карикатуры госпожи Меркель в виде свиноматки, которую сосут Греция, Португалия и Испания. Что думает по тому поводу сама госпожа Меркель, не знаю. Может, ничего особого и не думает. Ведь кельнский карнавал всегда считался самым озорным в Германии. По сей день говорят, что кельнец скорей заложит свою кровать в ломбарде, чем откажется участвовать в карнавале. Так что, может, я слишком серьезно отношусь к карикатурам и не совсем понимаю, что такое озорничать по полной программе.
Наозорничали, к слову, ого себе! Суммарный оборот карнавального сезона в Германии оценивается почти в пять миллиардов евро. Сами судите - одних только шутовских заседаний проходит 26 тысяч, а число их гостей достигает 6,5 миллиона человек.
О карнавале в Германии существуют целые горы исследований. Его рассматривали и рассматривают с историко-культурной, антропологической, с теологической, фольклористической, театральной, филологической, наконец, семиотической точек зрения. Одних занимает религиозный подтекст действа, других - чистые карнавальные формы, третьих - идея шутовства и шутовское миросозерцание, четвертых - моделирование знаков-пародий.
Ценное свидетельство о рейнском карнавале оставил русский государственный советник Фабер, описавший свои наблюдения в 1800 году: “Карнавал в Кельне единственный в своем роде, страсть к ношению масок всегда была существенной чертой его жителей, и очень верно Кельн прозвали германской Венецией. Три дня, предшествующие Пепельной среде, когда разыгрывается карнавальная комедия, актерами ее являются все слои, декорацией служит весь город, дома, улицы, площади, балы... В хижинах низшего сословия рождаются огромные парики из льна и пакли, чудовищных размеров носы, разрисованные разными красками и снабженные сотней разнообразных горбинок; маски гермафродитов, у которых ни пола, ни родины, ни сословия. Весь народ орет в эти дни так, как будто бы молчал целый год, такой открытый и сочувствующий, как будто целый год сидел взаперти... Дома открыты маскам, их везде принимают с учтивостью. Некоторые никогда ногой не ступят под крышу дома, где теперь сидят за чайным или за обеденным столом... Счастлив город, где это происходит так часто”.
Карнавальные дни закончены. Почти полный покой наступает для работников “Скорой помощи”, то и дело доставлявшей в клиники и больницы народ с жутким алкогольным опьянением. Кстати, вы не подумайте, что немцы только наряжаются и пьют в свободное время. Они и в кино ходят, например. Число кинозрителей оказалось в Германии в 2012 году самым высоким за последние три года. Об этом в преддверии начинающегося в середине февраля международного кинофестиваля Берлинале сообщил Федеральный центр поддержки киноискусства (FFA). А между тем в прошлом году у кинопроката имелись очень серьезные конкуренты: и чемпионат Европы по футболу, и летние Олимпийские игры в Лондоне.
Тем не менее оборот немецких кинотеатров вырос, по сравнению с 2011 годом, на 7,8 процента и достиг рекордных 1,033 миллиарда евро. А число кинозрителей увеличилось на 4,2 процента и превысило 135 миллионов человек. Лучшую посещаемость FFA фиксировала в этом веке лишь дважды: в 2009 (146 миллионов) и 2001 (178 миллионов) годах.
Светлана Фельде для “НП” |