|
Светлана Фельде
Через считанные дни в Германии отметят первый Адвент. Первый - простите за повторение - праздник римско-католического года. И еще раз цифра один - первое письменное упоминание об Адвенте - четырехнедельном периоде подготовки к Рождеству, относится к VI веку, когда в 524 году синод епископов в Лериде запретил свадебные торжества от самого Адвента до Богоявления.
У католиков первое воскресенье Адвента - начало литургического года. Адвент (от латинского adventus - “пришествие”, “приход”) - предрождественское время, период поста, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Во время Адвента верующие готовятся к духовному явлению Христа. Предписывается строгий пост, запрещаются свадьбы, танцы, общественные развлечения, театральные представления.
Продолжительность Адвента около четырех недель, что включает, как правило, четыре воскресенья, то есть три полные недели с добавлением от одного до шести дней, в зависимости от того, на какой день приходится Рождество. Во время Адвента в храмах ранним утром служится Святая месса в честь Пресвятой Девы Марии - “рората”. Символом этой мессы является зажженная свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками. В домах в венки устанавливают четыре свечи - символ четырех недель Адвента, которые зажигаются по очереди в каждое воскресенье.
Лично я обожаю эти предпраздничные недели - уже в конце сентября во всех магазинах появились елочные украшения и сотни других атрибутов, имеющих отношение к Рождеству и Новому году. Даже просто бродить среди всей этой мишуры - уже праздник. А кто ж не любит праздников?..
На пешеходных зонах городов Германии уже устанавливают деревянные домики-теремки, в которых вот-вот начнут продавать горячий пунш, марципановые пряники и прочие другие радости. Естественно, даже накануне Рождества есть темы грустные - например, народ получает как раз в эти дни счета за прошлый год по поводу израсходованной воды, тепла, электроэнергии. И выясняет, что за все нужно доплачивать, потому как цены растут.
Но так не хочется о грустном, честное слово. Так хочется в эти оставшиеся до Рождества и Нового года дни только о приятном и теплом. А его тут много.
Вот, например, совершенно неожиданно получив незапланированный выходной, я решила отправиться в город Крефельд. Точнее, в старинную немецкую усадьбу неподалеку от городка. Зачем - никогда не догадаетесь. Но так уж и быть, раскрою секрет - чтобы попробовать суп.
За грубоватыми деревянными столами собравшиеся вкушали супчик, какой традиционно подают в поместье семьи фон Хаймендаль. Суповая суббота родилась здесь благодаря обыкновенной рождественской елке. Около двадцати пяти лет назад покупатели, приехавшие в поместье, чтобы купить лесную красавицу, продрогли до костей. И хозяин поместья предложил им в качестве сугреву суп. Покупатели ели и нахваливали, вот тогда и родилась идея супового бизнеса. От клиента отбоя нет - особенно в холодное время, когда после еды можно погреть руки у камина, в котором горят дрова.
Фамильное поместье старинного аристократического рода фон Хаймендаль называется “Дом у буковой деревеньки” - угодья обрамлены тенистыми аллеями могучих буков. На лугах пасутся овцы и козы, в лесах - дичь, в поместье, которое превратилось в сельскохозяйственное предприятие, разводят домашний скот и редкие породы птиц. Выращивают здесь также овощи и фрукты. А сам Ханнес фон Хаймендаль по профессии агроном.
В первый же месяц того самого Рождества 1986 года было съедено почти 600 порций традиционного здесь горохового супа. Каждому глиняному горшочку супа, покидающему кухню поместья, здесь ведется счет. Дело не в деньгах, хотя суп подается не бесплатно. Но эта довольно умеренная плата - четыре с половиной евро - взимается лишь за первую порцию, за добавкой можно подходить сколько угодно. По просьбе посетителей и едоков “суповое меню” составляется и оглашается на год вперед: в зависимости от сезона здесь подают супы из дичи, грибов, брокколи, чечевицы, фасоли, спаржи, картофеля, черемши... Но первая суббота каждого месяца обязательно принадлежит гороховому супу.
“Лично я люблю его меньше всего, но ничего не поделаешь - традиция!” - улыбается владелец усадьбы. Зато гости и завсегдатаи не скупятся на похвалы, воздавая должное и таланту повара, и ингредиентам местного производства, и сохраняемым в строжайшей тайне фамильным рецептам.
Скажу честно - на рождественских базарах за тринадцать лет жизни в Германии перепробовала немало супов, но такого, как в поместье, не едала никогда. Одно слово - праздник. |