ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Дорожная карта Последняя страница

Константин Маскаев
Что соединяет две точки на карте? Тонкая красная или черная линия. Иногда прямая, иногда извилистая. Как выглядит эта же линия на местности? Иногда это широкая ровная лента шоссе. Иногда - мягкая грунтовка или “грейдер”. Хуже, когда дорога превращается в “стиральную доску” или во “фронтовую” дорогу. Точнее в то, что осталось от дороги.
Какими разными бывают дороги, хорошо знают те, кто по разным причинам путешествует на автомобиле по Казахстану

В том, что любые дороги для Казахстана жизненно необходимы, убеждать никого не нужно. А насколько они нам дороги, мы неоднократно обсуждали на страницах нашей газеты. Любая казахстанская дорога - это жизненно важная нить. Потому что соединяет она подчас очень удаленные друг от друга точки и пролегает чаще всего через бескрайние степи или пустыни, где сама и относится к тем немногочисленным признакам жизни, которые мы привыкли отождествлять с понятием “цивилизация”. Кроме того, Казахстан, как известно, лежит в центре континента, то есть на пересечении тех самых цивилизаций - азиатской и европейской, западной и восточной. С этой позиции казахстанские дороги были и остаются важными транзитными путями между многими странами.
При всем этом рациональной информации о казахстанских дорогах до обидного мало. А свежей информации и того меньше. Любопытно, что один из подробных материалов на эту тему опубликовали именно в нашей газете. Несколько лет наши корреспонденты, среди которых и автор данного материала, с разными целями и задачами колесили по Казахстану. Попутно мы изучали дороги страны, составляли их характеристики и определяли перспективы. А в начале лета прошлого года весь собранный в пути материал систематизировали и преобразовали в своеобразный справочник-путеводитель.
Но время идет, и в нашей жизни многое меняется. Причем, вопреки ожидаемому, подчас и в лучшую сторону. Так, например, дорога-направление на востоке, Георгиевка - Семей, что прежде состояла из провалов, ухабов и прочих остатков асфальта и отнимала до 4 часов (160 километров), ныне превратилась в современное скоростное шоссе с трехполосным движением, островками безопасности, пешеходными переходами, остановочными павильонами и четкой разметкой. Дорогу восстановили в течение минувшего лета. Примерно 20 километров дороги со стороны Георгиевки пока не достроили. Но работы ведутся, готовится широкая насыпь. Очень хочется надеяться, что до наступления холодов и выпадения снега это шоссе будет открыто на всем протяжении.
alt
С юга на восток
Поскольку автору в этом и минувшем году чаще доводилось колесить по Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областям, то и впечатления собственные могут быть именно из этих мест.
Итак, встаем на трассу А350, Алматы - Семей, Алматы - Усть-Каменогорск и далее до Барнаула и Новосибирска. Важный товарно-транспортный поток с юга страны в Западную и Восточную Сибирь. Маршрут проходит через Капшагай, Талдыкорган, Сарканд, Аягоз, развилку в Георгиевке.
После Капшагая на участке до перевала Архарлы (полпути до Талдыкоргана) ведут масштабные работы по расширению трассы. Впечатление, что будет по три полосы в каждом направлении. Дорогу прокладывают вдоль прежней трассы, поэтому движению особо ничто не мешает. Главное - не слишком отвлекаться на работающие в большом количестве тяжелые дорожные машины.
После трех живописных затяжных серпантинов, где, следует отметить, местные органы следят за состоянием трассы, охраняют ее (на опасных участках неизменно дежурят дорожные полицейские), дорога выходит на объездной участок. Хороший проект, который позволяет двигаться без заезда в административный центр Алматинской области -город Талдыкорган. Этот участок шоссе имеет разделительный газон, до четырех полос в каждом направлении и хорошее освещение.
Далее на север шоссе сужается, но качество покрытия остается хорошим.
На участке от развилки до села Кызылагаш положен новый асфальт, сделана разметка. Широкое и довольно неплохое шоссе тянется и далее на север и северо-восток вдоль хребта Джунгарский Алатау - через Джансугуров и Сарканд. К слову, закончили и разметили наконец дорогу по самому Сарканду и далее в сторону поселков Кольбай и Кабанбай. Там находятся развилки, которые могут увести путешественника в сторону. Но в целом главное направление внятно просматривается, указатели на Усть-Каменогорск выставлены, ошибиться сложно.
Вскоре дорога выведет к еще одной крупной развилке - под Ушаралом. До самого городка дорога не доходит. Кольцо развилки находится чуть раньше. Перед кольцом расположилась хорошая сервисная зона: несколько бензоколонок, СТО, шиномонтажные мастерские, кафе и столовые, мотели, букмекерские конторки. Здесь нужно обязательно заправиться (уже 550 километров от точки старта в Алматы) и приготовиться к затяжному (220 километров) прохвату до Аягоза. По пути населенных пунктов нет. Ближайшая АЗС через 130 километров - у развилки на село Таскескен.
Ранее на этой дороге вдоль мелкого, но обширного по площади озера Сасыкколь попадались серьезные изъяны асфальта. Сейчас эти участки отремонтировали, серьезные препятствия не встречаются. Сотовая связь почти на всем протяжении трассы.
Дорожные работы ведутся у Аягоза. Строится объездная дорога, которая обходит этот военный городок слева. С нее же можно повернуть в сторону Караганды. По сведениям, дорогу в Карагандинскую область восстанавливают. Как скоро закончат работы, мне не известно.
От Аягоза до Семея - 354 километра. Ближайшие 90 километров пути - старая привычная узкая асфальтовая дорога, на которой тяжелые грузовики на некоторых затяжных участках продавили колею. В прошлом году состояние этой дороги было значительно лучше. Теперь в некоторых местах обозначились хорошо заметные разрушения асфальта. Дыр еще нет, но, думаю, ближайшей весной они появятся.
Позволю себе обратить на этот участок внимание местных властей и чиновников Министерства транспорта и коммуникаций. Дорога севернее Аягоза потребует определенных вложений. На данном этапе, возможно, и не таких больших. Важно не упустить момент и сделать ремонт вовремя.
С приближением к Георгиевке (ныне крупный поселок Калбатау) шоссе расширяется, качество покрытия очень неплохое.
Отсюда можно уехать в сторону Усть-Каменогорска (115 километров) и в сторону Семея. Семипалатинское направление описано выше. Дорога в административный центр Восточно-Казахстанской области, Усть-Каменогорск, в целом неплохая. До недавнего времени водители легковушек предпочитали именно ее, чтобы добраться до границы с Российской Федерацией (через райцентр Шемонаиха).
С завершением дороги Калбатау - Семей предпочтение, скорее всего, отдадут этому участку. К тому же те две дороги, что ведут от Усть-Каменогорска до госграницы (около 120 километров), находятся в неудовлетворительном состоянии. Северная, через Секисовку, просто “убитая”. Та, что лежит южнее, еще год назад была довольно сносной. В этом же году ее полностью сняли и укладывают новую основу. Участками движение проходит по “грейдеру” или грунтовке.

Еще на восток
От Усть-Каменогорска ведет извилистая и живописная дорога на восток, к курорту “Рахмановские ключи” и райцентру Катон-Карагай. Это около 400 километров трассы через города Серебрянск и Зыряновск, вдоль реки Бухтармы, Бухтарминского водохранилища. В прошлом году проложили новый асфальт. Год назад во многих местах он был еще даже не размечен. Каково состояние трассы сегодня, утверждать не берусь. Но, надеюсь, за год она не слишком обветшала.
Дорога Усть-Каменогорск - Риддер. Еще одно шоссе к курортным местам Восточного Казахстана, 117 километров. Извилистая дорога, петляющая в складках возвышенностей. Покрытие хорошее, но не разгонишься, потому что много населенных пунктов, в которых, как известно, скорость движения не должна превышать 60 километров в час.
alt
В центр страны
Обежав восток, отправляемся из Алматы в Астану. Но прежде вспомним, что шоссе Алматы - Астана - лишь часть трассы Ташкент - Екатеринбург. Казахстанский участок на юге начинается у Черняевки, идет через Шымкент и Тараз. Этот южный участок теснее всего совпадает с одним из направлений Великого шелкового пути, и в настоящее время там ведут работы трансгосударственной транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай. Два года я не ездил по этому участку. Но по рассказам слышал, что законченные участки очень впечатляют, а вот там, где работы еще не завершили, двигаться приходится по временным объездным дорогам, “грейдерам”.
Но вернемся к описанию шоссе М36 на участке Алматы - Астана (1241 километр). Пролегает по Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Акмолинской областям. Почти на всем протяжении дорога имеет по одной полосе в каждом направлении. В прошлом году участок за поселком Курты и следующие 150-200 километров были тронуты ремонтом, велись работы вплоть до снятия асфальта. Ныне трассу восстановили. Прежнее нарекание к ней: все такая же узкая, чем и опасна. Значительно расширяется эта дорога и, можно сказать, превращается в автобан за Карагандой. К тому же трасса освещена, снабжена разделительной железобетонной полосой. Но лишь на два или три десятка километров. Возможно, со временем весь отрезок до Астаны (198 километров) сделают таким просторным и ровным. Хотелось бы. Пока же остается довольствоваться хорошим асфальтом при все той же одной полосе в каждом направлении.
С дороги М36 можно проследовать в сторону Павлодара (с юга), не заезжая в Астану. От Караганды до Шидерты сделали асфальт (420 километров). Дорога на восток сократилась на 205 километров.
Из впечатлений прежнего времени. После столицы трасса М36 уходит в северо-западном направлении в сторону Атбасара и через Есиль, Костанай и поселок Комсомолец Костанайской области, “пробежав” 870 километров, выводит к границе с Россией. До Атбасара дорога отличная, но мало АЗС и пунктов сопутствующего сервиса.
В центр страны также можно попасть и с востока. Речь о “самой загадочной” трассе А345, Аягоз - Караганда через Каркаралы. Протяженность 702 километра. Это очень удобное прямое направление севернее озера Балхаш, которое сегодня могло бы соединить таможенный переход “Дружба” на китайской границе с центром страны. Пример старого военного шоссе. Но у нас, к сожалению, по-прежнему нет сведений о состоянии этой дороги. Возможно, там ведутся работы? Из прежнего: населенных пунктов почти нет. Трасса проходит по самому центру Великого казахского мелкосопочника - Сарыарке. Запасаться топливом лучше в начальных точках пути, Караганде или Аягозе.
В прошлом году дистанцию Караганда - Каркаралы (200 километров) оценивали на на “тройку”, отмечая, что местами нужен ремонт. От Каркаралы до Аягоза - 500 километров полупустыни, АЗС отсутствуют. По меньшей мере, было 400 километров того, что когда-то являлось трассой: остатки асфальта, ухабы, ямы, пыль и почти абсолютное бездорожье. Сотовой связи нет. Дорожные знаки и указатели отсутствуют, примерно на 350-м километре есть поворот на Кайнар и Семей. Участок от этого поворота до селения Бершатас, протяженностью 170 километров, преодолевается примерно за 4 часа. Остатки асфальта и сносная дорога появляются примерно за 100 километров от Аягоза.

Запад - центр
У нас по-прежнему нет собственных свежих впечатлений о поездках на дистанции Актобе - Астана. Наилучшей была дорога через Костанай. От Актобе движение по шоссе М32. До границы области нареканий не было, знаки расставлены, опасные участки отмечены. После Комсомольского примерно 200 километров без АЗС. Ближайшие заправки в большом количестве в районе Жетикары Костанайской области. Эта часть страны населена плотно, дороги проходят через многочисленные деревни, небольшие города, среди которых Лисаковск, Рудный.
Для следования в Астану из Костаная обычно выбирают трассу, ведущую через Аманкарагай, Есиль и Атбасар. Весь участок - 690 километров. Дистанция Есиль - Атбасар - Жалтыр была в очень неплохом состоянии. Участок от Жалтыра до Новочеркасского изношен, нуждался в ремонте. После Новочеркасского до самой столицы дорога хорошая.

Запад
Основной в этой части страны является трасса А340, Актобе - Атырау. Протяженность - 540 километров. Ездил по ней два года назад, сразу после масштабного ремонта, многие проблемные участки буквально перепроложили заново. Отстает в этой части страны только уровень дорожного сервиса.
С этой трассы идет единственная автодорога в Актау. Берет начало от промыслового городка Доссор (835 километров). Путь частично лежит по пустынной, но во многом уникальной местности полуострова Мангышлак, через Бейнеу и Шетпе. В октябре 2009 года участок Атырау - Бейнеу протяженностью 426 километров реконструировали.
Помимо всего прочего данный участок входит в состав автомобильной дороги Астрахань - Атырау - Актау - граница Туркменистана, общая протяженность которой составляет 1402 километра, и является одним из перспективных транзитных коридоров.
На оставшихся участках Астрахань - Атырау, Бейнеу - Актау и Актау - граница Туркменистана, общей протяженностью 976 километров, планируют завершить работы до конца 2015 года. Пока трассу до Актау продолжают реставрировать.
Расстояния между городами: Актау - Атырау - 870 километров, Атырау - Уральск - 500 километров, Уральск - Актобе - 495 километров.

Из центра
Единственной дорогой международного стандарта и качества остается шоссе Астана - Щучинск, 246 километров шестиполосного автобана, по три полосы в каждом направлении. Соединяет Астану с курортной зоной Боровое. Автомагистраль. ПДД позволяют развивать здесь скорость до 140 километров в час. Пропускная способность - 40 тысяч автомобилей в сутки. Все пересечения и примыкания к второстепенным дорогам предусмотрели в разных уровнях, сделали 23 транспортные развязки, 9 мостов и путепроводов. На всем протяжении трассы на разделительной полосе и обочинах имеется барьерное ограждение.
Дорога Астана - Усть-Каменогорск, протяженность 1000 километров. До Павлодара (410 километров) это трасса А344. От Павлодара до Семея (320 километров) и далее до развилки в Георгиевке (160 километров) - дорога М38. Затем (110 километров) дорога А350. Состояние трассы до Семея и далее до Георгиевки хорошее. В целом передвижение по участку вполне комфортное. Придорожный сервис развит плохо.

Юг
К югу от Алматы пролегает международная трасса Алматы - Бишкек (одна из лучших трасс страны), участок М39. Перед границей М39 поворачивает на юго-запад - в сторону Тараза, Шымкента и Туркестана. Часть этой дороги, в пределах Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской областей и далее на северо-запад, станет участком коридора Западная Европа - Западный Китай. Многие участки по-прежнему в стадии реконструкции или строительства. Будет принципиально новая трасса в полном соответствии с международными стандартами.
От Шымкента шоссе пройдет по ныне существующей трассе М32, которая пролегла через весь Казахстан и соединяет города Туркестан, Кызылорду, Байконур, Аральск, Актобе, Уральск и уходит в Оренбургскую область России. Дистанция Шымкент - Уральск без нескольких километров - 2 тысячи.
У меня есть единичный опыт поездки по этой трассе за рулем немецкого кроссовера от Шымкента через Аральск и местечко Карабутак в Костанай. После Аральска дороги не было, оставалось направление. Даже тяжелые грузовики прокладывали путь, как удобно, по ленте шириной 200-300 метров, поднимая плотную пылевую завесу. Почти 400 километров от Аральска до Карабутака преодолевалось примерно за 10 часов.
С долей осторожного оптимизма можно говорить, что эта дорога в ближайшие пару лет придет в состояние, близкое к идеальному. На всем протяжении трассы идет масштабное строительство. Местами объезды, порой довольно затяжные, строительство идет либо рядом с прежней трассой, либо прямо по ней. Дорога неплохо обеспечена заправочными станциями. По завершении работ сеть дорожного сервиса еще расширят. Участок этой дороги в Атырауской и Уральской областях называют хорошим.
Дороги всегда были важны для человечества. Они связывали цивилизации, по ним передвигались товары и идеи. Вблизи дорог и их пересечений кипела событиями и развивалась жизнь. Именно пути следования, транспортные потоки разделили пространство на центры и периферию. Прежде считалось, что казахстанские дороги очень хорошие. Но время до неузнаваемости изменило не только состояние дорог, но и существенно перекроило карту. Одни дороги, чаще всего построенные и используемые для нужд обороны, пришли в запустение. Другие получили развитие, напротив, уже на карте нового Казахстана. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике приближается к 100 тысячам километров. В последнее время власти взялись за дорожную проблему. Реконструкция и ремонт отечественных магистралей становится приоритетной задачей. При успешной реализации задуманных концессионных проектов, а их пока десять, к 2013 году введут в эксплуатацию 2463 километра современных дорог.
Фото автора

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение