|
Анна Шелепова
Самобытные куклы-тыквы встречают посетителей мастерской казахстанского художника Хашима Курбанова. Недавно мастер попал в Книгу рекордов Киннесса - казахстанский прототип международной Книги рекордов Гиннесса. Как сказано в издании, мастер сделал более тысячи кукол из тыквы!
Казахстанский мастер Хашим Курбанов смог проникнуть в самое сердце самобытной уйгурской культуры. В его работах и яркие праздники, и странствующие дервиши, и мечтательные влюбленные, и гордые принцессы, и традиционные уйгурские дворики с тандырными печами и виноградниками... Красочный, уютный мир рождается как на холстах, так и в самых разных фигурах (кувшины, домики, черпаки, вазы, куклы), сделанных из тыкв. Мастер зовет их ласково “тыквянки” и занимается столь необычным прикладным искусством 25 лет.
За это время он смастерил более тысячи предметов, на которых изобразил сюжеты из разных эпосов. А недавно Хашим Курбанов попал в Книгу рекордов Киннесса - казахстанский прототип международной Книги рекордов Гиннесса. Мастер сделал более тысячи кукол из тыквы, а его работы сотнями экземпляров разошлись по всему миру в музеи и частные коллекции.
Рассказывает Хашим Курбанов: “Окончив Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н. Островского, я должен был делать монументальные мозаики, украшать фасады... Но не пришлось. Поскольку советское монументальное искусство исчезло, я переориентировался на живопись.
В 1986 году переехал с семьей в Жаркент. Там работал художником. Как-то моему приятелю понадобился подарок, ничего под рукой, кроме декоративных тыкв, в мастерской не оказалось. Я украсил тыквянки орнаментом, покрыл лаком, и получился неплохой сувенир. Тогда мне и в голову не пришло, что это станет для меня делом жизни. А потом посыпались заказы, мне и самому стало приятно работать с этим материалом.
У каждого народа есть свои куклы: у японцев - нэцкэ, у русских - матрешки. Я подумал, почему у уйгуров нет? И начал делать кукол-принцесс, героинь эпосов, воинов. Когда стал изучать историю кукол, узнал, что и в Америке из тыквянок делают вазы, кувшины и кукол. Но мой стиль эксклюзивен в первую очередь тематикой. За каждой работой у меня стоит пласт истории народа, собственные чувства, ностальгия по детству.
Раньше я расписывал декоративную тыкву яркими красками! А потом, сохранив родной желтый цвет тыквянки, нашел свой стиль. Я лишь играю цветом, как бы намекая на него, тонирую, подчеркиваю его природную красоту, трещины”.
- Сколько времени уходит на одну куклу?
- Над каждой работаю с большим наслаждением по несколько месяцев. Все зависит от того, как скоро придет идея, как ее воплотить, тут ведь главное - не испортить материал. Мне нравится природный цвет - цвет земли, солнца, огня, песка, тела, истории. Во времена Шелкового пути из тыквы вычищали семена, мякоть, обжигали углем, и она превращалась в сосуд для масла, молока или воды. В одну крупную тыкву может вместиться до 30 литров жидкости. Говорили, что Бог придумал посуду для бедных, так как тыквянка росла у каждого в огороде. Мои работы тоже могут быть функциональными.
- У Вас было множество выставок, Ваши полотна часто сравнивают с работами Марка Шагала, а по выбору сюжетных линий - с Пиросмани. На картинах изображены простые повседневные сюжеты, незамысловатые пейзажи. Что для Вас сейчас важнее - традиционные картины или тыквянки?
- У меня давно была мечта - побывать в древнем Кашгаре. Об этом городе в детстве мне рассказывала моя мама, там родился мой дед, ее отец, в 40-х годах был губернатором Кашгарской губернии.
Когда я там оказался, увидел уйгурские дворики, почувствовал запах горячего хлеба и шашлыка, прошелся по пешеходной улице, возникло чувство, что я здесь жил всегда. Поразили дворовые ворота, каждые расписаны по вкусу хозяина дома. Позже я написал почти 20 картин, сделал выставку “Врата древнего Кашгара”. В любой культуре ворота имеют особое значение... Затем мне пришла мысль объединить живопись и декоративное искусство. Я стал делать настоящие уйгурские дворики - картины с открывающимися воротами. Человек может открыть ворота и словно войти в мир культуры, истории. Надо мной по-доброму подшучивают коллеги, называя эти работы “три D в реальности”.
- Художники любят говорить, что их лучшая картина впереди. А у Вас?
- У меня много идей, хочется монументальности. Я уже соединил живопись и прикладное искусство. Можно добавить к этому еще и механизмы, подсветку, но всему свое время.
Моя главная идея в том, чтобы сделать тотемный столб из тыквянок, символизирующий пласты истории моего народа. Сейчас я консультируюсь с историками, чтобы составить историческую схему, согласно которой я смогу работать. Для меня важна тема дома, поиск корней, поэтому во многих работах изображены летающие дервиши, как бы оторванные от земли, и в то же время села, дворы, тандырные печи, бревна, деревья с корнями...
Я хочу донести восхищение человеческими чувствами и красотой мировой культуры вне зависимости от действительности. Повторюсь, что в моих картинах часто встречаются оторванные от земли люди и в то же время толстые пни и деревья с корнями. Так вот, я надеюсь, что когда-нибудь эти корни дадут плоды...
Фото Андрея Халина
Справка “НП”
Хашим Курбанов является заслуженным деятелем РК, лауреатом премии “Ильхам” Клуба уйгурских меценатов, членом Союза художников Казахстана. |