|
Наталия Цой
Донор жизни
О проблемах трансплантологии в Казахстане мы говорим уже не в первый раз. Тема на самом деле животрепещущая, тем более что количество ожидающих пересадку пациентов с каждым годом увеличивается - насчитывается более 4 тысяч человек, надеющихся на призрачное спасение
По данным специалистов, больше 1000 из них ждут пересадки сердца, 1500 - замены печени, около 2 тысяч - заветных донорских почек. Станет ли эта цифра больше или наоборот - пойдет на уменьшение, сказать трудно. Но, учитывая существующее законодательство, отношение общества к донорству вообще и отсутствие каких-либо перспектив в решении этого вопроса, остается только надеяться на чудо в буквальном смысле этого слова.
Как это принято, оглянемся на опыт зарубежных стран. Например, в настоящее время в Европе пересадку органов ожидают 60 000 пациентов. При этом ежедневно 12 человек умирают, так и не дождавшись трансплантации. Поэтому неудивительно, что европейский парламент поддержал директиву о новых стандартах донорства органов человека. За принятие новой важной для тысяч европейцев директивы проголосовало абсолютное большинство.
Теперь в странах - членах ЕС будут определены специальные учреждения, отвечающие за качество и стандарты безопасности при донорстве и трансплантации человеческих органов. Новые утвержденные органы власти будут подтверждать качество работы организаций по доставке донорских органов и трансплантационных центров, а также собирать информацию о наличии трансплантатов в других странах - членах Евросоюза. Что немаловажно, эти структуры должны будут отслеживать весь путь трансплантата от донора к пациенту.
Самое важное заключается в том, что страны - члены ЕС должны обеспечить наивысшую защиту живых доноров. При этом донорство должно осуществляться исключительно на добровольной основе и бесплатно, хотя живые доноры имеют право получать компенсацию. Именно на этом аспекте особенно настаивал референт Европарламента Мирослав Миколашик, заявивший, что именно коммерциализация и финансовый стимул донорства способствуют нелегальной торговле человеческими органами, на чем наживаются международные организованные преступные группировки.
Что касается статистики донорства органов человека, то на сегодняшний день 81 процент жителей Европы поддерживают введение донорской карты, однако пока их имеют лишь 12 процентов желающих добровольно пожертвовать свои органы в случае необходимости. Испанский депутат Андерс Перелью предложил каждому европейцу, изъявившему желание стать донором, подавать заявку на это при подаче документов на оформление паспорта или водительских прав. И хотя, как отмечают специалисты, число доноров, добровольно решивших пожертвовать один из своих органов, с каждым годом растет, от 15 до 30 процентов пациентов так и умирают, не дождавшись своей очереди на трансплантацию.
Различается количество доноров органов и по странам: например, в Испании на миллион жителей в среднем приходится почти 34 донора, а в Румынии - всего один. Трудности существуют и в плане ограничений уровня донорства в странах ЕС, в частности, международные организации Eurotransplant и Scandiatransplant обслуживают лишь определенные страны. В зоне обслуживания Eurotransplant находятся Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Хорватия, Словения и Германия. Путем обмена между этими странами доставляют около 20 процентов донорских органов, лишь 2 процента вывозят из зоны или ввозят. В зону же Scandiatransplant входят Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция.
Кстати, как утверждают эксперты, столкнувшись с нищетой, некоторые жители Европы готовы продать свои почки, легкие, костный мозг и роговицу. Распространение незаконной торговли человеческими органами стало возможным благодаря Интернету из-за повсеместной нехватки органов для трансплантации и, в некоторых случаях, беспринципных дельцов, готовых наживаться на несчастьях людей, оказавшихся в нищенском положении.
Например, в Испании, Италии, Греции и России объявления о продаже органов, а также волос, спермы и грудного молока, перекочевали в Интернет - цена на те же легкие может доходить до 250 тысяч долларов. По словам представителей правоохранительных органов Евросоюза, в конце мая 2012 года израильская полиция задержала 10 членов международной преступной организации, подозреваемых в торговле органами в Европе. Ее жертвами стали доведенные до нищеты граждане Молдавии, Казахстана, России, Украины и Белоруссии.
Получается, что преступные группы абсолютно цинично наживаются на горе людей с обеих сторон цепочки - на людях, страдающих от хронической нищеты, и на отчаявшихся богатых пациентах, готовых пойти на все ради спасения своей жизни, причем довольно успешно, ведь спрос и предложение на этом черном рынке всегда будут. Чаще всего донорские органы поставляются из Китая, Индии, Бразилии и Филиппин. Однако, по словам экспертов, и европейцы сейчас становятся все более уязвимыми в этом вопросе.
Вот одна из многих устрашающих цифр - по данным организации Organs Watch, правозащитной группы из Беркли (штат Калифорния), занимающейся вопросами незаконной торговли органами, примерно 150-200 тысяч почек ежегодно незаконно продается на мировом черном рынке. При этом, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, удовлетворяется только 10 процентов потребности в органах для трансплантации.
Но вернемся к нашей суровой действительности. Как сказал заведующий отделением хирургии печени Национального научного центра хирургии имени А.Н.Сызганова Данияр Токсанбаев, в казахстанской практике имеет место быть только родственное донорство, о трупном пока не может быть и речи. При этом законодательная база позволяет производить забор органов у умершего, поскольку существует понятие “презумпция согласия”. Но из-за возмущения граждан и по соображениям этики нельзя не спросить разрешения у родственников, без которого забор донорских органов не осуществляется. Вот такой вот замкнутый круг.
Кстати, в развитых странах, таких как США, Германия, Франция, Великобритания, наоборот действует презумпция несогласия. То есть для того, чтобы органы умершего пошли на спасение другого человека, необходимо его прижизненное разрешение на этот акт или официальное согласие родственников. Но, несмотря на такой камень преткновения, в этих странах очень развито донорство органов. Например, в США ежегодно производятся более чем 20 тысяч трансплантаций печени, почек, поджелудочной железы, сердца, легких, тканей и кишечника. Уровень выживаемости среди прооперированных подобным образом больных сегодня составляет 95 процентов для получателей почек, 87 процентов - реципиентов донорской печени и 86 процентов - сердца.
Так, может, пора все-таки взяться за решение этого вопроса, который не терпит никаких отлагательств, и на законодательном уровне ввести практику легального трупного донорства. И, может, даже учесть такой аспект, как некая компенсация семье погибшего. Кстати, такой шаг может стать первым и важным в изменении отношения казахстанцев к этому непростому вопросу.
Еще один момент. Кто должен этим заниматься? Законодатели? Министерство здравоохранения? Духовенство? Кстати, о последних. Известно, что представители мусульманства категорически против даже вскрытия, не то что передачи органа умершего родственника кому бы то ни было, тело при погребении должно быть нетронутым, целостным.
Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) объясняет свою позицию таким образом. Как оказалось, они не против трансплантации, но только при условии, что органы берут у умершего, который при жизни дал согласие на изъятие его органов, либо согласие дали его родственники после смерти человека. Также среди обязательных условий представители ДУМК называют бесплатное пожертвование органов, ибо они не рыночный товар.
“Ислам не запрещает оперативное вмешательство. В священной книге сказано, что, например, при родах самое главное - сохранить жизнь ребенка, поэтому допускается кесарево сечение. Также ислам дает разрешение на переливание крови - пусть даже и не мусульманской. Не воспрещена и трансплантология - но только от мертвого к живому. Что касается пропаганды, просветительской работы, то мы не против этого”, - заявил в свое время СМИ руководитель аппарата ДУМК Балгабек Мырзаев.
Ну что же, ситуацию с духовенством более или менее выяснили, хотя и понимаем, что тут есть место не одному диалогу. Значит, дело стало за законодателями? Здесь все тоже очень серьезно. Многие думают, и совершенно справедливо, что такой закон может породить неслыханную волну преступности и коррупции в медицинских рядах.
Что говорить о несовершенстве системы нашего здравоохранения, где отсутствует вообще какой-либо контроль за деятельностью врача, да и в случае ошибки доказать его вину практически невозможно, если даже в Германии, где закон превыше всего, в клинике города Гетиннген врачи-трансплантологи продавали места в очереди на пересадку донорских органов. Тогда в результате этих нечистоплотных махинаций умер, как минимум, один ребенок, так и не дождавшийся пересадки легкого и почки.
Известно, что ради денег врачи устраивали подтасовку анализов и историй болезни пациентов. В результате получалось, что заплатившему больному ставили диагноз, требовавший внеочередной пересадки органа. При этом каждый день в Германии погибают три человека, которые не дождались необходимых органов. Остается только догадываться о стоимости такой услуги.
Печальная практика доказывает, что на поиски доноров уходит самое драгоценное - время. Только в прошлом году в столице прооперировали семь человек, в этом - еще четырех. Число спасенных жизней могло бы быть и больше, если бы общество по-другому относилось к этой проблеме. И пусть это звучит кощунственно, но в стране, где на дорогах ежегодно гибнет 2,5 тысячи человек, каждый может стать потенциальным донором. |