|
Ирина Ковалева из Павлодара
На набережной Иртыша будто открылся портал в прошлое - Павлодар атаковали средневековые рыцари в доспехах. Второй товарищеский рыцарский турнир по историческому фехтованию “РАТНОЕ ПОЛЕ-2012” рыцари, как водится, посвятили Прекрасной даме - Столице - в честь ее дня рождения
Участвовали команды из Павлодара, Астаны, Семипалатинска, Степногорска и Петропавловска. Рыцари из Киргизии и Барнаула на этот раз не смогли приехать. Битвы шли по международным правилам реконструкторов исторических боев со стальным оружием. Доспехи, костюмы и боевой арсенал участники исторических клубов полностью воссоздавали по старинным источникам.
В “Ратном поле-2012” акцент сделали не на поединки, а на зрелищные массовые бои - бугурты. Также в этом сезоне павлодарские рыцари перешли с текстолитовых мечей на стальные. За ходом битвы и соблюдением рыцарского благородства следили судьи - маршалы. Как и в спортивных соревнованиях, в рыцарских турнирах есть свои правила. Запрещены колющие удары, нельзя бить поверженного. А победа в бугурте считается одержанной, когда строй соперника рассеян, или большинство воинов противника повержено и не продолжает битву.
|
Первый
бугурт |
Павлодарский клуб Славянского центра “Северная башня” занимается воссозданием эпохи Западной Европы второй половины XIV века. Люди, которые выходят на ристалище, точно знают: это не театр, а настоящий благородный рыцарский бой. Председатель Славянского центра Татьяна Кузина пояснила, что “Рыцарское поле” планируется сделать традиционным июльским мероприятием Павлодара. И в следующем году обязательно показать наш степной XIV век.
Редкое хобби последних романтиков нашей эпохи - это спортивная выправка и владение мечом. И, конечно, боевой дух. “Когда ты в одном строю с друзьями, с которыми тренировался, а затем с криками бежишь на соперников, то ощущение возникает непередаваемое, - говорит руководитель клуба “Северная башня” Ярослав Александров. - Это азарт и выброс адреналина. Многие любят смотреть исторические фильмы, а мы с интересом воссоздаем дух тех времен и в нем участвуем”.
Его “брат по оружию” Григорий Петрушкин утверждает, что и процесс изготовления оружия захватывающий. Тут же изучение истории: по фотографиям археологических находок и старинным гравюрам.
Ристалище на набережной отделили ограждением, как выяснилось позже, не зря. Дежурили полицейские и медики. Дамы сердца помогали своим кавалерам готовиться к бою. Что и говорить: мужчины в военных доспехах неотразимы!
|
Перед битвой |
Первый командный бугурт в 3 минуты - разминка для бойцов. Рыцари для поднятия боевого духа ударяли мечами о щиты - и началось! Даже самый благородный бой тех времен выглядит как жестокая мясорубка, иного сравнения не подобрать. В 30-килограммовом облачении рыцари бились и получали настоящие удары металлическими мечами. Кто-то падал на землю, крепко получив по шлему. В ратном пылу участники даже снесли ограду.
Второй тур - поединки на мечах. Одним из самых драматичных противостояний в этой номинации был бой, когда буквально “пошел брат на брата”: Артем Александров бился против Ярослава Александрова. Зрители напряженно следили за градом железных ударов и с облегчением передохнули, когда поединок завершился. В номинации “Щит и меч” 1-е место занял Ярослав Александров, 2-е - Александр Рахимбеков (Семипалатинск, клуб “Скиф”), 3-е - Артем Александров.
Пока рыцари отирали пот, на ристалище вышли девушки в старинных нарядах. Они пригласили всех желающих разучить настоящие средневековые бретонские танцы и игры, популярные 7 столетий назад. Хореография народная и названия у плясовых соответствующие: бретонская джига, гороховый, свечной и конский бранль.
“Программу подготовили любители танцев из разных клубов Павлодара, - объяснила Мария Отставная, руководившая хороводом из хохочущих и неуклюжих поначалу горожан. - Эти танцы действительно танцевали в XIII-XIV веках. Мы их реконструируем и возрождаем, разбираясь в хореографических схемах исторических источников”.
Интересно, что в танцах Запада большое значение придается движению ног. В Ирландии это было нужно, когда строили новый дом. В ночь собиралась вся деревня, люди танцевали и плотно утаптывали пол хозяевам. Утром можно было приступать к стройке на ровной площадке.
“Костюмы шьем сами, - показывает свой наряд Мария. - На мне платье средневековой европейской девушки. Это котарди, нижнее платье камиза, на ногах шоссы - такие чулки. Мое платье - реконструкция и стилизация подлинной одежды XIV века, найденной в Мойском болоте графства Клер в Ирландии”.
Павлодарские умелицы сотрудничают с клубом исторического фехтования “Северная башня”. Все как в стародавние времена: пока мужчины куют доспехи и бьются, девушки занимаются рукоделием и танцуют. Между тем на “Ратном поле-2012” был замечен самый настоящий эльф - загадочная Айжан Табынбаева в летящем наряде, с кинжалом, диадемой и эльфийскими ушками.
|
Эльф по имени Айжан |
Для тех, кто пришел на “Ратное поле” без доспехов, организаторы приготовили сюрприз: пригласили участвовать в номинации “Спорт-Меч”. Рыцарям “в гражданском” дали мягкий меч - тямбара, мягкий щит и облегченный шлем. Впрочем, и в легком варианте бои были нешуточные. Несколько раз оружие разлеталось на куски от ударов.
После настоящие рыцари приступили к захвату знамени в замковом коридоре. Ограждениями выделили узкий проход: одна команда охраняет флаг, другая прорывает оборону и добывает знамя. Одна из дружин взяла флаг за 7 секунд: пока основной состав отвлекал защиту, рыцарь обошел и схватил стяг. На выручку пришли знания тактики и стратегии.
“Мы практикуем военное ремесло того времени, - объяснил представитель военно-исторического клуба “Радогор” из Астаны Юрий Чугуевский. - Но физически не можем реализовать: в военном искусстве той поры были колющие удары, а это запрещено всемирными правилами по бугурту и реконструкции. Поэтому это просто хобби. Люди показывают силу, как они могут драться в доспехах”.
|
Cредневековый хоровод |
Кикбоксер в прошлом, Юрий с 13 лет занимается в тренажерном зале. И отмечает: упражнения, которые учил всю жизнь, совершенно не подходят для этого увлечения. Сейчас все гораздо серьезней.
“Что для меня рыцарство? Пару лет назад я был фанатом, для меня была важна та силовая массовка, в которой ты рубишься, - делится впечатлениями Юрий. - Теперь это уже образ жизни, определенный внутренний кодекс чести. Устав, который в себе воспитываешь. Гости приходят в мой дом, как на экскурсию в музей. Видите, я - тевтонец XIV века, на мне крест. Некоторые люди не в восторге. Но после объяснений понимают, что этот символ когда-то давно носили очень благочестивые люди - рыцари”.
В “миру” тевтонец - инженер компьютерных сетей. В рядах реконструкторов люди разные: есть сантехники, музыканты и бизнесмены.
“Один из основоположников всех клубов Астаны, занимающийся этим 15 лет - мастер Руслан Модестович, - рассказывает Чугуевский. - Мы зовем его Рамирес. Начинал собирать доспехи молотком и пассатижами, сейчас солидно кует нам латы по историческим выкройкам. Кстати, больная тема реконструкторов - достоверность. Я делаю стилизацию, ведь чем достоверней сделаны доспехи по средневековым гравюрам, тем дороже. И по тем временам хороший рыцарский комплект стоил 5 деревень или 1 рыцарский замок. А сейчас - от 1 до 50 тысяч долларов”.
Во многие клубы исторической реконструкции нет пути женщинам. Говорят, что военно-исторические сообщества устоялись в рамках боевого искусства. И когда женщина надевает доспехи, то из прекрасной дамы превращается в противника. А как же Жанна д’Арк?
“Было ли все так, как пишут историки? - говорит “тевтонец” Юрий Чугуевский. - Я читал, что это был удачный пиар-ход одного королишки. Когда происходят фестивали “Живая история”, обязательно проходят диспуты на эти темы - что и как было на самом деле. Во время сборов люди живут в той эпохе, едят, одеваются, говорят и реагируют на современные реалии, словно перескочив в прошлое. Например, увидев машину, восклицают: “О, что за железная колесница?”
Европейские ценители тратят на амуницию большие деньги, но, судя по боевым фестивалям, которые проводятся в России или Польше, - Европа и Америка лишь в единичных случаях показывают высокое мастерство. В большинстве случаев они красиво одеты, но не выносливы. Наши реконструкторы хоть и отстают по вооружению, лучше подготовлены к бою. И самое главное: рыцари казахстанских степей даже в латах разных эпох сильней духом.
|
После боя |
|