|
Алан Байтенов
Китай сегодня переживает очень интересную фазу - добившись многого, идет еще дальше - открывает свои границы и рушит стереотипы. Ведь, как известно, только действительно сильный может быть полностью открытым. Конечно, Поднебесной нелегко после стольких лет затворничества взять и выйти в свет. Впрочем, о чем это мы? Китай и есть свет сам в себе, который практически никто и не видел. Скажу сразу, я не претендую на роль того, кто смог разглядеть... Поэтому просто предлагаю вашему вниманию небольшой монтаж по мотивам 10-дневного пребывания в наиболее интересных городах Поднебесной: Пекине, Шэньчжене, Гуанчжоу и Шанхае
Пекин
Необычайно уникальный вкус утки по-пекински - миф. Птица как птица. Секрет, конечно же, в соусах, которые подаются к этому почти императорскому блюду. Но “работать” мы с ними не умеем, отчего палитра в большинстве случаев оставалась нетронутой. Чтобы почувствовать всю прелесть, надо обладать незаурядным талантом повара и в то же время художника - знать все вкусы и оттенки, которые может дать та или иная приправа совместно с птичьим мясом. Вот и с Китаем так же - как попадешь, куда попадешь, таким и останется в тебе он. Вообще, китайцы мастера смешивать несмешиваемое. Например, коммунистический режим с лучшими проявлениями рыночной экономики. Так вот, первая встреча - с представителями Компартии. Своеобразный “велком” от встречающей стороны, чтобы сразу было видно, кто здесь главный. Так как читателю предлагается монтаж, опустим официальное приветствие и доклад о достижениях - итак видно, что такое современный и сильный Китай. Из официального доклада упомянем только одно - женщин в рядах партии 23 процента. Сразу же перейдем к вопросам и ответам. Главный - насколько актуальна модель с одной ведущей партией сегодня? На что заместитель директора департамента Евразии Международного отдела ЦК КПК господин Цянь Найчэн ответил просто: “Скорректирую - в Китае действует не однопартийная система. И в то же время не многопартийная система в западном смысле. У нас работает система многопартийного сотрудничества под руководством Компартии. Их всего 8. Конечно же, они не оппозиционные, а участники в правительственной работе. Что же касается того, какая система должна существовать - это не относится к актуальности самой системы, а к ее соответствию политреалиям страны. Поэтому во всем мире многообразные и партийные, и государственные системы. Партийная модель избирается в соответствии с национальными реалиями и действительностью конкретного государства. И, конечно, не только в смысле экономического развития, но и исторических традиций”. В общем, что Китаю хорошо, то ему... хорошо. Компартия - выбор народа и самой компартии, которая знает, как лучше. Простите за сумбур, но работает же...
|
Шанхай после восьми... |
Так, чтобы закрепить увиденное и услышанное, наша группа отправляется на площадь Тяньанмэнь. Здесь, естественно, любят красный цвет. Даже шапочки тех, кто, видимо, прибыл из провинций на экскурсию, красные. Зачем? Наверное, чтобы не затеряться в толпе или обозначить свою принадлежность к определенной группе. Интересно, что же будет, если вдруг кто-то решит снять свою красную шапочку? Впрочем, уверены, никто не захочет. На площади, как и полагается, все монументально и строго. Единственное место, где можно увидеть другие цвета, кроме серого гранитного и красного флаго-гербового, - мониторы. Они-то, стараясь, во всех красках (действительно поражают диагональю и качеством картинки) расписывают пейзажи вечернего Пекина, параллельно транслируя лозунги партии. Снимать можно, но на профессиональную аппаратуру и только со специального разрешения. Оно у нас есть.
|
В Компартии Китая |
Опять монтаж. Отправляемся на полуофициальный ужин с официальным представителем МИДа КНР, заместителем директора департамента информации и печати МИДа господином Хун Лэй. Самое интересное, на наш взгляд, ситуация с негосударственными средствам массовой информации. “Пока в Китае негосударственные, то есть частные СМИ только начинают развиваться. Но здесь тоже есть некоторые сложности - в современном мире очень сильное развитие получают электронные СМИ. Однако они таят в себе некоторую угрозу, и, как дальше быть с этим, надо думать. Правительство Китая поддерживает развитие Интернета и защищает право на доступ к информации, но в то же время контролирует распространение необъективной и ложной информации”, - отметил господин Хун Лэй. В то же время в неофициальной беседе с нашим переводчиком нам удалось узнать, что частные СМИ не касаются вопросов политики, как правило, это “легкие” издания. Но на территории Китая блокируются некоторые социальные сети и сервисы. Например, ФБ и “Твиттер”. Однако подобные сервисы с пометкой Made in China работают успешно и компенсируют потребность в электронном общении.
А теперь немного о Великой стене. Ходить здесь надо много. Удивительно, но китайцев очень мало, они в основном заняты продажей сувениров внизу. Кстати, очень много всякого рода скульпторов и художников, которые в момент могут выгравировать портрет туриста на черном камне. Такое ощущение, что это полированный пласт габбро. Китайские кисточки в чести у всех художников мира. Но, по всей видимости, не у этого. Он рисует пальцами и зазывает: “Хэнд мейд!” В переводе, уверены, эта фраза не нуждается.
И еще немного о Пекине. По программе мы должны были встретиться с представителями национального телевидения Китая CCTV. А именно с редакцией русскоязычного канала. Каково быть в обойме центрального телевидения Китая, вы можете видеть на фото - это студия и центральный пульт, где каждый монитор отвечает за отдельную программу. Кстати, нам удалось увидеть небольшую и совершенно мирную демонстрацию у КПП CCTV. Из недовольных всего несколько человек. Протестуют очень мирно и своеобразно - закрыв лицо на манер пчеловода. Как нам объяснил наш провожающий, на колпаке собственно и обозначен иероглифами протест. Он традиционен (при очень вольном переводе) - человек недоволен государством.
|
Недовольные в стойке |
Шэньчжэнь
Этот город встретил необычным для нас воздухом - плотным, горячим и влажным. Но на это здесь большого внимания не обращают - все работают. Недаром в Шэньчжене расположены заводы по производству техники мировых производителей. Мы уже рассказывали о корпорациях Huawei и Hytera. И все же добавим - что здесь находятся производственные мощности такого гиганта, как Apple. Однако самый первый объект для посещения - Северный вокзал скоростных поездов. К сожалению, самих гончих нам увидеть не удалось, но порадоваться за китайцев можно. Хотя бы потому, с какой любовью сделан спуск в паркинг - такое у нас и в ботаническом саду не увидишь.
Зато есть, что вспомнить по парку “Гора Лотоса”. Как вы думаете, кто представлен на фото на фоне памятника Дэн Сяопину? Оказывается, так вот решил сфотографироваться фан-клуб одной из китайских автомобильных марок. Кто эти люди, я узнал несколько позже, чему искренне был удивлен.
|
Вокзал скоростных поездов в Шэньчжэне |
Гуанчжоу
Одна из главных достопримечательностей Гуанчжоу - телебашня. Она официально значится как вторая по высоте в мире - 610 метров. Первая находится в Токио. Высота Tokyo Sky Tree - 634 метра. В этом городе нам удалось побывать в образцово показательном микрорайоне. Здесь есть все - и старые дома, и государственные службы, которые могут не только оформить бумаги, но и решить некоторые семейные проблемы с помощью сервиса психологической помощи. Есть здесь подобие службы досуга. Правда, кроме детей и пенсионеров мы больше никого не увидели. Впрочем, остальные, скорее всего на работе. А те, что играют в китайские шахматы, как видно на фото, по всей видимости, готовятся к серьезным соревнованиям...
|
Хэнд Мейд! |
Шанхай
Ну и, наконец, Шанхай. Он, откровенно говоря, оставил больше всего впечатлений. Первый пункт - “Центр изучения чистой энергии”. Он создан в мае 2006 года. Основные задачи: изучение солнечной и ветровой энергии, разработка законодательства в области чистой энергии, внедрение энергосберегающих технологий в производство. Чтобы быть, как говорится, в теме, здание полностью обеспечивает себя электроэнергией и даже зарабатывает на этом. Большая часть комплекса покрыта солнечными батареями. Однако она не идет исключительно на собственные нужды, а полностью “сдается” в центральную энергосеть Шанхая. Сам же комплекс полностью питается оттуда же. В чем смысл и как на этом заработать? Сейчас объясню. Оказывается, существует разница в цене - сдают, к примеру, киловатт по 2 юаня, а покупают по 1 юаню. Вот вам и прибыль. Кстати, представители центра живо предлагали свои услуги и разработки в области внедрения энергосберегающих технологий и освоения альтернативных источников энергии. Налицо импорт перспективных технологий. Кстати, там же в Шанхае мы увидели автономный общественный электротранспорт. Без идей этого центра, по всей видимости, здесь не обошлось.
Телевышки для Китая - особая тема. В Шанхае нам также предложили посетить этот стратегически важный объект под красивым названием “Восточный жемчуг”. Да, вне сомнений башня, что находится в Гуанчжоу, выше, но здесь интереснее. Все дело в конструкции. Посетителям предлагается специальная площадка со стеклянным полом и стенами. Причем помещение не закупорено наглухо, а с возможностью ощущать вершинный ветер. Стеклянный пол - отдельная тема. Встать на него просто, а вот посмотреть вниз с высоты более 370 метров сложнее. В общем, почти полное ощущение полета.
Венец Шанхайской программы - прогулка по реке Хуанпу. Завидная точность - часы пробили 8 вечера, тут же, как по заказу, стемнело, город вспыхнул огнями, а мы отошли от причала. Как выглядит Шанхай в свете огней, вы можете видеть сами.
|
Красный - главный! |
Послесловие
Поднебесную сегодня (опять же, очень субъективно) можно сравнить с той парой рабочего и колхозницы, что все же решили принять приглашение на светский раут после бесчисленных отказов. Немного стесняясь, они входят в зал, все оглядывают их, на что им сложно адекватно реагировать - стеснение свободы остается. Но Поднебесная все же борется с собой, кроме мощи, пытается проявлять толерантность, открытость и желание показать себя с лучшей стороны. Впрочем, у скептиков иной взгляд - это иллюзия и наивно так рассуждать - тем самым Китай попросту интегрируется в современный мир с целью усилить свое влияние. Так сказать, “красная угроза” новой волны. Есть еще мнение, что Китай намеренно пошел на ослабление гаек - современный мир диктует свои условия, и сегодня, будучи производственной и экономической державой, тяжело оставаться полностью закрытым. По крайней мере, общество, а именно некоторые особо недовольные субъекты постараются сделать все, чтобы отказаться от существующего политического курса, порядка и поставить все с ног на голову. А если рванет там, стены покачнутся во всем мире. Быть может, поэтому стоит принять Китай таким, какой он есть сегодня, со всеми уникальными особенностями.
|
Митинг? Нет. Сбор фан-клуба |
фото автора |