Алла Иванилова
В этом году заканчивается реализация Национального плана действий в области прав человека. По мнению экспертов, ни один из 23 разделов этого важного документа полностью не исполнен
В Астане прошел очередной круглый стол в рамках проекта “Мониторинг исполнения Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы”, реализуемого в Казахстане с 1 марта прошлого года при поддержке Европейского союза.
По словам заместителя директора по развитию стратегии Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) Виктории Тюленевой, с января 2011 по май 2012 года в законодательном регулировании свободы передвижения и выбора места жительства произошли серьезные ухудшения, идущие вразрез с рекомендациями Нацплана по разделу “Право на свободу передвижения и выбора места жительства”. С июля прошлого года штраф грозит тем, кто проживает не по месту юридической регистрации. “Человек, проживающий в арендованной квартире постоянно или во время командировки, рискует быть оштрафованным, поскольку “золотое правило” юриспруденции - прямое толкование норм законодательных актов и договоров”, - поясняет эксперт.
Кроме того, из восьми рекомендаций выполнили только одну - принят Закон “О беженцах”. Однако, по словам правозащитников, его “качество не соответствует международным стандартам. До сих пор не создали современную систему миграционного контроля, предусматривающую регистрацию иностранцев при въезде в страну, то есть на границе.
Не все так гладко и в области свободы объединений. До сих пор не было предпринято никаких действий по выполнению рекомендации в этой сфере. Конституция Казахстана и законодательство не признают права граждан на объединение в так называемые неформальные организации, не требующие государственной регистрации в форме юридического лица. Да и саму процедуру регистрации некоммерческих организаций усложнили. В первую очередь это размер регистрационного сбора. Общественные некоммерческие организации по регистрационному сбору приравняли к коммерческим предприятиям среднего и крупного бизнеса. Казахстанские НПО на протяжении ряда лет указывают на такую несправедливость, но пока решения не принято.
Независимый юрист Амангельды Шорманбаев считает, что необходимо законодательно упростить порядок регистрации общественных объединений и некоммерческих юридических лиц, а также принять отдельный закон “О праве граждан на объединение”, чтобы четко зафиксировать право каждого создавать или вступать в объединения, союзы, ассоциации, в том числе и неформального характера. Помимо этого следует разработать и принять новый закон “О профессиональных союзах”.
По мнению правозащитников, Конституция Казахстана предусматривает свободу вероисповедания, однако вновь принятый Закон “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”, в отличие от прежнего, утратившего силу, - “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях”, существенно ограничивает эти права. К фактам религиозной дискриминации эксперты относят решение Комитета уголовно-исполнительной системы МВД о создании некоего подобия Гуантанамо в Казахстане, где предполагается содержать всех лиц, осужденных за экстремизм и терроризм. “Причем руководителей МВД совершенно не смущает проблема, что такой негативный опыт уже имел место в нашей совсем недавней истории и от него очень быстро отказались”, - отметил адвокат Жан Кунсеркин.
Что касается права свободно и мирно собираться, то оно у казахстанцев де-юре существует. Однако де-факто его в большинстве случаев удается реализовать тем, кто лоялен к проводимой политике, режиму и правящей партии. Аналогичная ситуация и с выборным законодательством. “Следует учитывать, что проведение демократических выборов зависит не только от наличия законодательства соответствующего всем международным стандартам, но и от практики применения этого законодательства”, - считает независимый эксперт Амангельды Шорманбаев.
Секретарь Комиссии по правам человека при президенте Тастемир Абишев сообщил представителям правозащитных организаций, что предусматривается разработка нового Национального плана действий в области прав человека и пообещал, что туда войдут те рекомендации, которые не реализуют до конца года. Он также пригласил гражданское сообщество активно участвовать в работе над данным документом. Правозащитники, в свою очередь, внесли свое первое предложение - придать будущему национальному плану статус нормативного правового акта или принимать его к исполнению после утверждения президентом страны соответствующим постановлением правительства. Они надеются, что в этом случае рекомендации не останутся на бумаге.
Астана
Справка “НП”
Идея разработки национальных планов действий в области прав человека сформулировали в ходе работы Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 году. Венская декларация и Программа действий для выработки конкретных универсальных мероприятий по эффективному и долгосрочному улучшению ситуации в области прав человека, принятые в рамках данной конференции и утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН, рекомендовали каждой стране рассмотреть возможность разработки национального плана действий в области прав человека. |