|
Ольга Шишанова
Генеральный план имеет огромное значение для любого города. Это своего рода его паспорт - фундаментальный документ детальной планировки градостроительных узлов, композиции архитектурных ансамблей, силуэта транспортных развязок и магистралей. Когда все они рационально спланированы, то в городе удобно и комфортно жить
Астану задумывали как город гармоничных сочетаний: урбанизированный каркас столицы должен был формироваться ядром, транспортными магистралями, главными улицами, площадями, градостроительными узлами и примагистральными территориями. Автором проекта нового города стал
Кисе Курокава. Но традиционно его идея легла на казахстанскую реальность. В скором времени генеральный план японца потребовал корректировки.
По словам зам. начальника мастерской НИПИ генплана Астаны почетного архитектора РК Аманжола Чиканаева, “в течение нескольких лет превзошли все базовые градостроительные показатели, заложенные Кисе Курокавой в основу генплана 2001 года. Получалось, что даже прогрессивные японцы не смогли в полной мере нащупать истинный потенциал Астаны”.
Решать возникшие проблемы поручили специально созданному специализированному научно-исследовательскому институту, который на основе передового зарубежного опыта разрабатывал документы, регулирующие застройку столицы, а также готовил нормативную базу проектирования, отвечающую стандартам новой эпохи.
Так, в 2007 году открыли Научно-исследовательский проектный институт генплана города Астаны, который и подготовил проект первого этапа корректировки генерального плана. В нем предусмотрели развитие пяти планировочных районов и уделялось большое внимание развитию инженерных и транспортных сетей. Предполагалось, что первый этап реализации генерального плана должен занять трехлетний период и уже к 2011 году обеспечить модернизацию застройки в сложившейся части города и завершение планировочной структуры и архитектурного облика застройки правительственного центра на левом берегу в соответствии со стандартами градостроительства нового столетия. Однако основные идеи, принципы застройки территорий, заложенные в генеральном плане доктора Кисе Курокавы, оставались в силе.
Следующим этапом стал сводный отчет экспертной комиссии, в котором отразили экспертные заключения Кионоре Кикутаки из Японии и Александра Кузьмина из России. “Согласно новому скорректированному генплану Астаны, численность населения столицы к 2030 году должна возрасти до миллиона двухсот тысяч человек, - отмечает главный архитектор ГКП “НИПИ генплан г. Астана” Бахтыбай Тайталиев. - При этом площадь города, составляющая в настоящее время более 710 квадратных километров, увеличиться не должна, а основным новшеством генплана предполагалось сделать то, что в нем должна была быть предусмотрена неразрывность развития города с пригородной зоной. То есть пригородная зона в радиусе 30-60 километров рассматривалась как одно целое с городом, чтобы не было его стихийного роста. Кроме того, в обновленный генплан вошли вопросы, связанные с расширением транспортных связей и соблюдением градостроительных регламентов”.
Таким образом, речь шла о включении в пригородную зону территорий от Астаны до поселков Шортанды на севере и Осакаровки на юге.
В сентябре 2008 года обобщенный материал по отчету экспертной комиссии в составе экспертов из Малайзии, Франции, Италии и России, посчитавших необходимым отказаться от концепции генерального плана с системой радиальной застройки, представили в правительство. В 2011 году маслихат Астаны в ходе заседания 58-й внеочередной сессии одобрил корректировку Генерального плана развития города до 2030 года, а в ноябре ее утвердил.
Основным вопросом в концепции корректировки генплана было то, по какому принципу должна развиваться столица - радиально-кольцевому или прямоугольно-линейному.
Сторонники идеи “кольцевого города” сходились в том, что, во-первых, идеальный круг красиво смотрится с самолета или из космоса; во-вторых, это продолжение традиций, так как древние казахские города располагались в форме геометрической окружности. По замыслу авторов, такой город получится в результате строительства вокруг Астаны кольцевой транспортной коммуникационной эстакады протяженностью 44 километра, радиусом 8,3 километра, с центром в центральной части города.
Но при таком кольцевом принципе гигантски возрастет нагрузка на центральную автостраду, когда придется строить дополнительные кольцевые дороги и развязки. Решит ли новый генплан все эти проблемы?
“Мы эти все проблемы учли, - прокомментировал архитектор Аманжол Чиканаев. - И по новому генплану эти проблемы уже решат на правительственном уровне. Под пристальным надзором. Город и пригород должны быть поделены на мелкие зоны, в которых будет строго вестись контроль за всем, что там происходит. Четко все расписано, что и где строить и что сажать. Мы будем стремиться найти ту самую золотую середину в стратегии развития, которая в будущем позволит городу избежать подобных проблем”.
Будет ли так все на самом деле или придется в третий раз вносить поправки в генеральный план столицы, станет известно, видимо, в течение ближайших пары лет.
Астана |