Юлиана Жихорь
Парламентский альбом
Энтузиазм и экстремизм
Призрак терроризма настолько напугал отечественных мажилисменов, что они были готовы отдать под суд всех, чьи деньги оказались в руках террористов
Теракт в Атырау заставил народных избранников серьезно задуматься о каре для тех, кто содействует террористам, оплачивая их подготовку. Обсуждая вчера поправки, внесенные сенатом в законодательство по вопросам противодействия оргпреступности, террористической и экстремистской деятельности, мажилисмены захотели разрешить сажать всех, чьи деньги оказались в руках экстремистов. Точнее, ряд депутатов выступил категорически против предложенной сенаторами формулировки “заведомо незаконное финансирование терроризма”. Заявив, что любое финансирование терроризма изначально является незаконным.
Мажилисмен Рамазан Сарпеков, аргументируя, что “не может быть законного финансирования терроризма”, предложил коллегам задуматься и вернуть законопроект в Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе на доработку. И был поддержан несколькими депутатами.
Однако в силовых структурах считают, что слова о “заведомой незаконности” защищают конституционные права граждан. Указав, что могут быть случаи, когда, например, добросовестный гражданин переслал деньги партнеру по бизнесу, а тот отправил их дальше по цепочке, которая в итоге привела к террористам. Первый отправитель и не знал, куда попала сумма, но в случае отсутствия термина “заведомо незаконный” может быть наказан. Равно как и все участники “пересылочной цепи”. “Мы, органы уголовного преследования, были бы обязаны рассматривать вопрос о пресечении и первого лица, у которого деньги взяли, и второго лица, и третьего. Но в жизни все это делается конспиративно, закамуфлировано”, - заявил заместитель председателя КНБ Усер Мизанбаев.
Айгуль Соловьева поддержала позицию силовиков. Она считает, что оставив в законе фразу про “любое финансирование”, депутаты могут поставить крест на презумпции невиновности. “И завтра будет как в случае с законом о лжепредпринимательстве, начнут “искать ведьм” в своем государстве. И половина страны будет отслеживать эту цепочку (движения средств. -
“НП”), а вторая будет виновата”, - заявила она.
Загипа Балиева посмотрела на проблему с другой стороны. “Если мы уберем формулировку “заведомо незаконное”, то мы облегчим жизнь правоохранительным органам при расследовании, - считает она. - Ни в коем случае ее убирать нельзя. Правоохранительные органы обязательно должны доказать незаконность и обязательно должны доказать заведомость”.
В итоге мажилисмены отказались возвращать законопроект на доработку в комитет, согласившись с поправками сенаторов. Теперь документ отправится на подпись президента.
Кстати, до недавнего времени законопроект назывался “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия организованной преступности”. Однако в ходе работы над ним сенаторов название документа поменялось - в него добавилось “противодействие террористической и экстремистской деятельности”. И, соответственно, усилилась уголовная ответственность за совершение террористических преступлений и преступлений, содержащих признаки экстремизма.
Астана |