|
Мария Селиванова, экономический обозреватель “РИА Новости”
Модернизируемой российской экономике нужны новые кадры. В ближайшие годы будут наиболее востребованы не теоретики с дипломом о высшем образовании, а практики с наработанными умениями и навыками, имеющие при этом хорошие теоретические знания.
Группа экспертов, работающая над Стратегией-2020, предлагает готовить таких специалистов в вузах по ускоренной программе прикладного бакалавриата: два-три года теории, год практики - и за работу
Прикладной бакалавриат
как альтернатива техникуму
В модернизируемой экономике будут востребованы специалисты, обладающие не столько теоретическими познаниями, сколько практическими умениями, подчеркивают эксперты. Этим людям полное высшее образование, по сути, не нужно.
Проблема в том, что восстановление в России системы среднего специального образования, где в техникумах и училищах готовили квалифицированных исполнителей, сейчас практически невозможно, говорят эксперты.
“Сейчас население вообще не приемлет среднее профессиональное образование, - говорит директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства РФ Татьяна Клячко. - После его окончания 70 процентов выпускников транзитом поступают в вуз: 35 процентов - сразу после выпуска из техникумов, а еще 35 процентов - через год”.
Эти люди имеют возможность избежать ряда сложностей при поступлении в университеты, к примеру, они становятся студентами, не проходя через процедуру сдачи ЕГЭ.
При выборе специальности граждане ориентируются на уровень оплаты труда в перспективе, а также на то, является ли будущая специальность уважаемой деятельностью. В России люди, работающие руками, ассоциируются исключительно с людьми, не способными сделать карьеру. Потому выбор в пользу высшего образования - это выбор в пользу продвинутой социализации, говорит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
“Только перспектива высокой зарплаты может стать стимулом для поступления в техникум или училище”, - считает Клячко.
Поскольку техникумы популярностью не пользуются, необходимо провести реформу, говорит Кузьминов. Для этого нужно развивать прикладной бакалавриат. Эта система позволит студенту, закончившему два или три курса университета и не планирующему в будущем заниматься академической наукой, за полгода - год освоить прикладные навыки и выйти на рынок труда. Причем такой работник может зарабатывать даже больше, чем специалист с высшим академическим образованием.
Такая схема может быть интересна тем студентам, которые со второго или третьего курса работают полный рабочий день, обучаясь при этом на дневном отделении. “Фактически они уже работают и просто “дотягивают” до выпуска”, - говорит Кузьминов.
“Прикладные” бакалавры должны попадать в категорию среднего класса и по статусу, и по размеру дохода. Сейчас к среднему классу в России относятся только работники “креативных” специальностей, что неправильно, пояснил Кузьминов.
Таким образом, прикладной бакалавриат позволит и готовить необходимых экономике работников (причем с хорошей теоретической подготовкой), и удовлетворит желание россиян иметь высшее образование.
Вузы “не потянут”
Предложения, связанные с введением прикладного бакалавриата, вызывают ряд сомнений у экспертов.
Для квалифицированных профессионалов, подготовкой которых традиционно занимались техникумы и ПТУ (например, электриков, сантехников), и сейчас есть предложения с достаточно высокими зарплатами, говорит президент рекрутинговой компании HeadHunter Юрий Вировец. Вряд ли они станут выше, если у соискателя будет диплом бакалавра.
“Тем более что по сравнению с обычным советским техникумом прикладной бакалавриат будет значительно хуже и менее качественным, потому что там больше общеобразовательных предметов и меньше специальных”, - считает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию
Олег Смолин.
В программе прикладного бакалавриата на самом деле прикладного мало: два года изучения общеобразовательных предметов и несколько месяцев специальных дисциплин, объяснил депутат. “Но за несколько месяцев специальность не освоить”, - настаивает он. Ведь в техникумах выпускники средней школы после 11 класса учили прикладные предметы два года, а не несколько месяцев.
Системы высшего и среднего профессионального образования - это две разные образовательные идеологии, где по-разному определяются цели обучения, его содержание, используемые методы и формы обучения, говорит профессор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Александр Сергеев.
“Совершенно не факт, что при появлении прикладного бакалавриата вузы справятся с подготовкой квалифицированных специалистов, - рассуждает Сергеев. - Обучение через навыки - это особая образовательная традиция, и сегодняшняя отечественная высшая школа за редкими отраслевыми исключениями к этому ни психологически, ни технологически не готова”.
Вуз не может заменить ПТУ, у него нет необходимых учебных мощностей.
Александр Сергеев - сторонник развития системы среднего профессионального образования. “Думается, есть иные способы решения данной проблемы, связанные прежде всего с развитием именно системы среднего специального профессионального образования”, - говорит он.
Введение прикладного бакалавриата и, как следствие, сокращение лет обучения граждан негативно повлияют на экономику, в том числе и инновационную, считает Олег Смолин. “Прикладной бакалавриат - это прямое движение назад в сторону понижения образовательного уровня нации”, - подчеркивает он.
Бизнес в помощь
Ярослав Кузьминов полагает, что к обучению бакалавров практическим умениям необходимо привлекать бизнес. “Надо задействовать потенциал фирм”, - говорит он. Крупные производственные корпорации могли бы, например, подготовить краткосрочные программы подготовки молодых кадров. |