|
Алла Иванилова
Сегодня Международный день туризма. В этом году этот праздник особенный, поскольку мировой туризм окончательно вышел из кризиса
И это несмотря на нестабильность и форс-мажорные обстоятельства в ряде стран. Нападение акул в Египте, революции в ряде арабских стран, забастовки и угроза дефолта в Греции отпугнули туристов от этих направлений. В первой половине года в результате переворотов Северная Африка потеряла 13 процентов отдыхающих, а Ближний Восток не досчитался 11 процентов. Зато в Африке южнее Сахары, где местами относительно спокойно, число прибытий выросло на девять процентов. Больше всего туристов в этом году побывало в Европе, меньше всего - в Азиатско-Тихоокеанском регионе и России. Увеличилось количество посещений в обеих Америках. В этом году эксперты ожидают, что больше всего готовы тратить на путешествия китайцы, россияне и бразильцы. Также в десятку входят Германия, США, Франция и Италия.
Современные туристы уже не те, что были до кризиса. У людей появилось четкое понимание, что жизнь проходит сейчас и отдых не нужно откладывать на потом. По всему миру смещается сезонность и происходят существенные сдвиги в общей структуре спроса. Ломается стереотип “летнего отпуска”. Так, собственники бизнеса, менеджеры среднего и высшего звена теперь готовы путешествовать в бизнес-сезон (например, осенью). Это связано еще и с изменением климата.
“Посткризисный” турист стал внимательнее к своим затратам. При этом поездки стали короче и чаще. Все больше туристов путешествуют самостоятельно, без покупки готового тура. Вкладывая в поездку минимум средств, современный турист стремится получить максимум сервиса и впечатлений. Расположения отеля на первой линии или пресловутого all-inclusive теперь уже недостаточно. Туристы стремятся заранее узнать, какая на пляже вода, песок или галька, кто проводит анимацию, какая кухня и разнообразие блюд, оформление номера, обслуживание и т.п.
В структуре спроса происходит смещение приоритета со “стандартных” туров (к примеру, пляжного отдыха) в пользу экскурсий и специальных программ.
Многим отдыхающим приелись стандартные туры в Египет и Турцию, и туроператоры делают акцент на других направлениях. Так, Испания, Греция и Кипр, еще год назад относившиеся к числу довольно дорогих мест для отпуска, пошли на значительные скидки, что позволило им перенаправить на себя поток туристов среднего класса.
|
Современный турист - за “зеленый” отдых |
Появились принципиально новые виды туризма - гастрономический, дегустационный, шопинг-туры, туры-детокс, серф-туры. Особую популярность приобретают экстремальные путешествия: на воздушном шаре, выживание в джунглях, экспедиции в Арктику, на Камчатку, вплоть до путешествий в космос. Исследовательская компания Tourism Control Intelligence отмечает, что уже в ближайшее время Антарктида станет крупным центром экотуризма - там будут построены отели, рестораны и другие объекты инфраструктуры. Растет популярность событийного туризма - поездки на пивной фестиваль, рок-концерт известной группы, футбольный или теннисный матч.
Зародилась и отдельная категория отдыхающих - “здоровых и богатых”. Для их обозначения в англоязычной среде используется аббревиатура LOHAS (Lifestyles Of Health And Sustainability). Эти люди любят экологический туризм, заботятся, в первую очередь, об окружающей среде и готовы даже переплатить за “зеленый” отдых и услуги. Они выбирают более экологичные способы путешествий, способствующие снижению выбросов углекислого газа, стремятся отдохнуть без вредоносного загара, любят все свежее и натуральное.
Если говорить о Казахстане, то наша страна не сильно продвинулась в завоевании своего места под туристическим солнцем. Казахстан занимает 93-е место из 139 стран в рейтинге Всемирного экономического форума по развитию туризма. По данным Агентства по статистике, в январе - июне текущего года большинство туристов прибыло в Казахстан по делам (64,1 процента) и лишь 29 процентов ради отдыха. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выездной и внутренний туризм увеличился на 76,7 процента и 7,2 процента соответственно.
Отрадно, что казахстанцы стали чаще путешествовать внутри страны. Популярностью пользуются туры “выходного дня”. Между тем развитие внутреннего туризма сдерживают высокие цены и низкое качество услуг.
Всемирный день туризма (World Tourism Day) был учрежден в 1979 году в испанском городе Торремолино (Torremolinos) Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации.
Астана |