Алла Иванилова
Накануне нового учебного года министр образования и науки Бакытжан Жумагулов прочитал познавательную лекцию педагогам, родителям и представителям неправительственных организаций
Вчера в Астане прошел первый республиканский педагогический форум “Семья, школа, общество - вместе во благо будущего”. В своем выступлении министр образования и науки Бакытжан Жумагулов рассказал, какие новшества ждут учителей и школьников в предстоящем учебном году. Прежде всего будет повышен статус педагога, поскольку от него на три четверти зависит качество подготовки подрастающего поколения. Данная профессия должна стать не только одной из самых уважаемых и престижных, но и хорошо оплачиваемой. С 1 июля учителя получили 30-процентное повышение зарплаты, как и другие работники бюджетной сферы. Кроме того, с 1 сентября педагоги получат новые надбавки к заработной плате в зависимости от их категории. Так, для учителей высшей категории и мастеров производственного обучения это стопроцентная надбавка базового оклада, первой категории - 50 процентов и второй - 30 процентов. Помимо этого, госпрограммой по развитию образования предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе. Это двух- или трехкратное повышение по сравнению с сегодняшним уровнем.
Будут внедрены и моральные стимулы. Ежегодно проводятся конкурсы “Учитель года”. Однако найти подробную информацию о лучших учителях практически невозможно. В лучшем случае - только их фамилию. В Минобразовании считают, что страна должна знать своих героев, и предлагают создать интернет-издание “Книга учительской славы”, куда ежегодно будут вносить полную информацию о ведущих учителях республики - их фотографии, жизненный путь, достижения и т.д.
Второе новшество, которое ждет учителей, - повышение их квалификации. Будет обновлена система подготовки будущих учителей в вузах, которая сегодня, как признают в ведомстве, “еще далека от нужного качества”. Проходной балл на государственный грант по педагогическим специальностям - самый низкий, набор ведется по остаточному принципу. Педагогов в Казахстане готовят 89 вузов, в том числе 33 государственных и 56 частных. Ежегодно выпускаются свыше 34 тысяч человек, и только 10 тысяч из них идут на работу в организации образования. В зарубежных странах совершенно другой подход. Так, в Южной Корее учителями становятся только пять процентов лучших выпускников школ, в Финляндии - из лучших 10 процентов, в Сингапуре и Гонконге - 30 процентов. Чиновники ужесточили требования к вузам, готовящим будущих педагогов. Из 89 вузов только 43 разрешена подготовка педкадров. Также в рамках международной программы “Болашак” начата подготовка и повышение квалификации педагогов новой формации. По мнению министра, эти меры повысят престижность обучения профессии учителя и привлекут талантливую и амбициозную молодежь.
Для действующих учителей разработана и начинает внедряться новая система повышения квалификации. Создаются такие структуры, как Центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальных школах, где сосредоточены лучшие педагоги и задействованы передовые технологии обучения, и Национальный центр повышения квалификации педагогов. В общей сложности за пять лет переподготовку пройдут более 120 тысяч учителей, то есть практически половина учительского корпуса страны.
Еще одна принципиальная инновация - запуск уникальной программы строительства школ в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение. За ближайшие годы намечено построить 522 новые школы. Для сравнения, в России, которая в 10 раз больше Казахстана по населению, на этот же период планируется строительство 670 школ.
На форуме коснулись такой актуальной темы, как качество отечественных учебников. В прошлом году Минобразования провело их детальную “ревизию”. “Некоторые, действительно, не выдерживают никакой критики”, - заметил министр. Отныне новые учебники будут проходить обязательную детальную экспертизу. Ею будут заниматься независимые специалисты, в том числе зарубежные, которые будут нести полную ответственность за свои заключения.
После экспертного заключения учебники будут рассматриваться авторитетным республиканским советом с участием ведущих ученых, педагогов и депутатов парламента. Затем они пройдут апробацию в организациях образования (это требование предложено включить в законодательство). И только после заключения действующих педагогов будут рекомендованы для применения во всех школах страны.
Астана |