|
Ботагоз Омар
Чтобы решить проблемы с дефицитом бензина, нужно обеспечить баланс между казахстанским и российским рынками. Как известно, в нашей стране стоимость топлива на треть ниже, чем у северного соседа. Его вывоз за пределы страны создает серьезный дефицит, что снова заставляет владельцев АЗС бить тревогу
Как бы власти ни шли навстречу розничным реализаторам горюче-смазочных материалов, ситуация на этом рынке по-прежнему остается сложной.
Напомним, что с начала августа Министерство нефти и газа повысило порог предельно-розничных цен на АЗС республики в размере 106 тенге за литр бензина марки “Аи 92/93”, 86 тенге - за бензин “Аи 80” и 90 тенге - за дизельное топливо.
Причиной тому стало заявление руководителей сетей автозаправочных станций об их многомиллионных убытках. На этой неделе представители АЗС вновь напомнили о себе, организовав проведение круглого стола с участием прессы, чтобы озвучить список своих проблем. Они уже не раз говорят о том, что при ценообразовании нужно учитывать стоимость горючего в соседней России, которая поставляет на наш рынок 40 процентов высокооктанового бензина.
По их мнению, без дальнейшего выравнивания цен на солярку и бензин с РФ наша страна не сможет в ближайшее время разрешить проблемы с дефицитом ГСМ. Тем более что автомобильный рынок Казахстана растет небывалыми темпами при том, что переработка нефти и производство бензина падает. Только за последние шесть месяцев объем топлива, произведенного отечественными НПЗ, снизился на 20 процентов. Российский импорт с начала года также сократился в два раза.
“На рынке ощущается острая нехватка топлива, и единственным экономическим способом решения этой проблемы является создание максимально привлекательных условий для импорта, так как внутреннее производство не позволяет покрывать потребность в высокооктановых марках топлива”, - считает представитель сети АЗС.
Глава Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Мажит Есенбаев не исключает, что наш бензин уходит за пределы страны, так как в среднем разница между российскими и казахстанскими ценами на различные виды ГСМ колеблется от 30 до 35 процентов. “Есть случаи вывоза объемов бензина к нашим соседям, и мне жалуются, что приезжают россияне и скупают все топливо”, - заявил глава антимонопольного ведомства.
Но здесь агентство оказалось беспомощным, ведь рыночным способом решения этой проблемы является увеличение производства топлива, а на это, как известно, нужны время и деньги. Пока главное энергетическое ведомство ведет работу по реализации программы, главной целью которой является проведение реконструкции трех казахстанских НПЗ к 2014 году, Мажит Есенбаев обещает, что займется поиском других механизмов, чтобы избежать в дальнейшем торговли по талонам.
Добавим при этом, что министр нефти и газа Сауат Мынбаев на этой неделе заявил, что дефицита ГСМ в Казахстане не будет. “Некоторые ограничения” с отпуском горючего на АЗС связаны “с недельной задержкой отгрузки, что связано, в свою очередь, с выходом закона об обороте нефти и нефтепродуктов”. Главный энергетик страны при этом подчеркнул, что весь пакет подзаконных актов, необходимых для исполнения этого закона, будет принят до начала сентября.
К сожалению, это не первый случай, когда “телега ставится впереди лошади”: сначала принимается закон и только потом, с большим запозданием, сопутствующие подзаконные акты. Тем не менее проблема остается.
По словам директора АЗС “Ю Ойл” Кармаша Мажитова, сегодня они вынуждены сокращать отпуск топлива из-за отсутствия требуемых объемов. “Тех объемов топлива, которые нам выделяют, не хватает. Пишем заявку в одну тысячу тонн “АИ-92”, нам приходит 80-90 тонн”, - говорит он.
В свою очередь, по словам заместителя председателя АЗК Еркегали Алимкулова, антимонопольное ведомство в рамках своих компетенций проводит расследование в части необоснованного отказа, в том числе в части антиконкурентных соглашений. Расследование ведется в отношении 112 субъектов рынка ГСМ, в том числе оптовых поставщиков.
Параллельно с этим ведется и работа по анализу ситуации на предмет того, действительно ли некоторые нефтеперерабатывающие заводы отказывают оптовикам в предоставлении бензина и дизельного топлива, говоря, что они сейчас полностью работают на обеспечение уборки урожая. Итоги работы будут озвучены в прессе.
Несмотря на имеющиеся трудности, Министерство нефти и газа заверяет, что в сентябре предельные цены на ГСМ не повысятся. “Уровень предельных розничных цен на сентябрь текущего года, как и ранее, составит: бензин “Аи-92/93” - 106 тенге за литр, бензин “Аи-80” - 86 тенге за литр, дизельное топливо - 90 тенге за литр”, - говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Астана |