|
Юлиана Жихорь
Вчера Центральная избирательная комиссия подвела итоги пятничных выборов в сенат - на 16 кресел претендовали 39 кандидатов. 14 победивших были выдвинуты маслихатами всех уровней, и лишь двое - самовыдвиженцы
Выборы прошли без шума и пыли. Большинство казахстанцев, даже чиновников, успели забыть, что в пятницу в стране происходит столь знаменательное событие. Тем более что вопреки ожиданию граждан (выделившим каждому из кандидатов почти по полмиллиона тенге на проведение предвыборной агитации) широкой саморекламы кандидатов страна так и не увидела.
С одной стороны, оно и понятно, на 477 тысяч тенге (в 2008 году кандидатам выделяли по 250 145 тенге) особо и не размахнешься: на выступление по ТВ кандидатам дали всего по 105 тысяч тенге, по радио - 62 тысячи, на две статьи в газетах - 135 тысяч, на аренду помещений - 25 тысяч, издание агитационных материалов - 50 тысяч и на транспортные расходы - 100 тысяч тенге. С другой - сенаторская должность престижная и весьма ответственная. Должен же народ знать своих избранников, даже если избранники эти косвенные (голосует за сенаторов не электорат, а региональные маслихаты). Но ни листовок с лицами и обещаниями кандидатов, ни зазывов на встречу с “народным электоратом” видно не было - местные избранники народа самостоятельно решали, кому быть избранным от масс. Из 3283 выборщиков, внесенных в списки, приняли участие в голосовании 3172, или 96,6 процента от их общего числа.
Результат выборов, в принципе, был заранее предсказуем - никто из новичков в сенат не прошел. Из 16 кандидатов “добро” на мандат получили 14 выдвиженцев маслихатов. Причем некоторые из них были выдвинуты даже не областными, а районными собраниями народных депутатов. Как, например, победивший от ВКО Талгатбек Абайдильдин, чью кандидатуру предложил Шемонаихинский районный маслихат.
Но есть и два самовыдвиженца-победителя. Один - бывший аким Актюбинской области (там, напомню, была проблема нехватки кандидатов, из-за чего сроки выдвижения продлили на неделю) Елеусин Сагиндиков. Второй - кандидат от Жамбылской области Ертаргын Астаев, он же аким Жамбылского района этой области.
Несмотря на то, что в кандидаты баллотировались представители трех партий (кроме правящей выдвинули по одному кандидату партии “Ак жол” и “Ауыл”), многопартийности в сенате как не было, так и не будет: все 16 новоизбранных - члены “Нур Отан”. Равно как не будет и гендерного равенства: все победители - мужчины.
Зато ряды депутатов омолодятся - средний возраст новых хозяев мандата 56,5 года. Многие из них - депутаты с опытом: среди победителей семеро - действующие сенаторы. Еще шестеро - работники государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, двое - работники коммерческих структур, один (видимо, Сагиндиков) - временно не работающий. По специальности новоиспеченные сенаторы инженеры, экономисты, один - юрист. Пятеро (как говорят в ЦИК) - представители “других специальностей”.
Наблюдатели, не столь многочисленные и не столь представительные, как на президентских выборах, в один голос пропели дифирамбы демократичности и открытости казахстанских выборов. “По итогам наблюдения наша миссия приходит к однозначному выводу, что выборы депутатов в сенат Республики Казахстан прошли в строгом соответствии с законодательством страны, были открытыми, гласными и еще раз подтвердили процесс укрепления демократического законодательства в Казахстане”, - сообщил мнение Миссии наблюдателей от СНГ глава делегации Сергей Лебедев. По мнению члена Миссии наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ на выборах депутатов сената парламента Республики Казахстан Гургена Оганесяна, выборы депутатов сената прошли на европейском уровне.
Всего на выборы были аккредитованы 68 международных наблюдателей: 60 человек - от Миссии СНГ и восемь представителей Межпарламентской ассамблеи Содружества. И 11 иностранных журналистов, которых заинтересовал опыт проведения подобных “тихих” выборов.
До 1 сентября новоизбранные пройдут процедуру инициализации: получат значки и удостоверения. И, скорее всего, в День знаний в присутствии главы государства торжественно поклянутся быть честными и трудиться на благо страны и народа.
P.S.: Лучше всего роль сенаторов в Казахстане, на мой взгляд, озвучил политолог Нурлан Еримбетов в интервью порталу BNews.kz: “Большинство сенаторов в отличие от мажилисменов страна не знает, иногда мне это напоминает закрытую секту. Есть несколько депутатов, которых я уважаю, это публичные люди, выражающие свое мнение, люди, которые реально переживают за положение дел в стране, выступают по телевидению, в газетах, на интернет-порталах, но их, к сожалению, меньшинство. Большинство расценивает свое положение как некое почетное старение. Они остаются абсолютно неизвестными не только в стране, но и в своем регионе... Надо прекрасно понимать, что в основном сенат - это представители номенклатуры, бывшие госслужащие. И для кого-то из них - это почетная отставка, когда кому-то приходится уйти достойно, для кого-то - это окончание всякого рода интриг в регионах... Очень не хотелось бы, чтобы многие расценивали свое положение депутата сената как последнюю стадию карьеры”.
Астана |