|
Ольга Шишанова
Не так давно в Астане состоялся премьерный показ фильма “Гопник”, сценарий которого был написан, а затем воспроизведен без единой копейки из бюджета.
Сюжет прост - трое отрицательных героев во главе с бандитом Гопником лишают маленького мальчика семьи. Тот, став взрослым, приступает к работе в полиции, желая только одного - найти и отомстить.
Режиссер фильма Ренат Елубаев считает, что именно такое кино дает возможность реализовать себя будущим Егорам Кончаловским (“Возвращение в А”) или Алексеям Сидоровым (“Бригада”)
- Ренат, это уже Ваш третий фильм подобного толка...
- Да, первые два - “Коленке” (“Тень”) и “Полигон” - обрели практически всенародную популярность, и не важно, что они также были сняты при нулевом бюджете, а при осуществлении некоторых идей пришлось даже доплачивать из собственного кармана.
На мой взгляд, фильмы такого рода в чем-то сродни болливудским сценариям. Народ любит смотреть зрелищные фильмы, боевики, криминальное кино, они во многом отражают реалии сегодняшнего дня, а потому понятны. Я причисляю фильм такого рода к стилю “арт-хаус”, то есть кино, снятое без копейки в кармане и домашней видеокамерой. На Западе эта тенденция очень развита, но европейский подобный кинематограф, в отличие от Болливуда, нацелен на постижение глубины смысла и психологизма.
- Где проходили съемки?
- Съемки “Коленке” и “Гопника” проходили в Астане, съемки фильма “Полигон” велись нами недалеко от столицы в районе поселка Коянды.
- Актерский состав у Вас был профессиональный?
- Совсем нет. Актерский состав фильма составлялся непривередливо - в него вошли мои многие знакомые, друзья и родственники. Поэтому съемки проходили в свободное время актеров, когда им не мешала основная работа, оплачиваемая, отсюда и отношение к работе над фильмом было как к хобби, просто как к увлечению, от которого просто получаешь удовольствие.
Количество участников тоже было разным. Например, в фильме “Коленке” массовка составляла, как мы потом посчитали, почти 500 человек! И спецэффектов там было побольше, чем в двух других моих фильмах.
- Любое произведение искусства всегда выносится создателем на суд зрителей. Как Вы относитесь к критике своих фильмов?
- Честно говоря, я не очень хорошо отношусь к критике. Наверное, потому что я эти фильмы создавал сам, сценарий придумывал сам, денег мне никто на это не давал. Люди работали со мной на чистом энтузиазме, хотя это и может казаться невероятным. Вот если бы мне вручили миллион, тогда и могли бы требовать и постановку, и сюжет, и актерский состав в лице Умы Турман или Стивена Сигала.
- А Вам предлагали такой миллион?
- Да, было дело. Сначала я обрадовался, но потом понял, что для творческого человека это тоже не выход. Ведь большинство тех, кто дает тебе деньги на воплощение проекта, часто требуют полного изменения сценария, идеи. И что еще более неприятно, могут данные тебе деньги отозвать в любой момент или не доплатить. А ведь от тебя зависят люди, коллектив.
- Получается, замкнутый круг?
- Надеюсь, мой пример послужит другим и когда-нибудь количество таких, как я, перейдет в качество. Для этого художник должен быть уверен в том, что он востребован. Тогда он будет стараться творить лучше и лучше.
Ведь творческий человек, кем бы он ни был - художником, режиссером, актером, берет энергию от природы и выплескивает ее для тех, кто будет оценивать его творчество - на холст, на сцену, в фильмы...
- Ренат, каковы Ваши планы на ближайшее будущее?
- После художественных фильмов я задумываюсь уже о создании мультфильмов. У меня уже есть замысел, сейчас думаю о его воплощении. Предложили мне и интересный сценарий, но для его реализации нужны деньги - уж больно много потребуется специального реквизита.
По моему мнению, художник не должен задумываться о деньгах, он должен творить и уж, конечно, ни в коем случае не должен ограничивать свое искусство - время само все расставит по своим местам.
Астана |