Булат Джумагалиев
Сегодня на нефтегазовом месторождении Тенгиз, что в Атырауской области, хранится около пяти миллионов тонн серы, вырабатываемой компанией “Тенгизшевройл” (ТШО). Как сообщил “НП” депутат сената парламента Сарсенбай Енсегенов, к концу 2014 года на Тенгизе останется не более одного миллиона тонн этого сырья
Еще в феврале 2008 года, будучи первым заместителем акима Атырауской области, Сарсенбай Енсегенов организовал в облакимате совещание с участием руководителей “Тенгизшевройл”. И публично заявил, чтобы ТШО вывезла с территории региона всю серу - “как угодно и куда угодно”.
“Несколько лет назад на территории завода ТШО хранилось более 9 миллионов тонн серы. Сегодня же ее остаток составляет более 4,5 миллиона тонн, - сообщил сенатор Енсегенов. - По заверению компании “Тенгизшевройл”, к концу 2014 года вся сера будет полностью реализована и останется лишь чуть более одного миллиона тонн. Это - согласованная технологическая норма”.
Тем временем, с Тенгизского месторождения поступила еще одна утешительная информация: на терминал ТОО “Доссор процессинг компани”, где это предприятие собиралось расфасовывать тенгизскую серу, сырье поступать не будет. Стало быть, “дочка” канадской компании фактически прекратила свою деятельность в поселке Доссор, так и не начав полномасштабную работу, но успев инвестировать в терминал миллионы долларов?
По этому поводу генеральный директор Тим Миллер заявил, что после майского инцидента, когда десятки жителей Доссора, перекрыв железную дорогу, потребовали прекратить работу терминала в поселке, компания “Тенгизшевройл” расторгла контракт с ТОО “Доссор процессинг компани”. Кроме того, удалось сдвинуть с мертвой точки решение еще одного экологического вопроса: о статусе военного полигона, находящегося в Кызылкогинском районе Атырауской области. Тайсойганский полигон в реестрах российского Минобороны официально числится как “Полигон № 85” и занимает треть территории района.
Главная проблема полигона - это последствия испытаний. Здесь высока и смертность, и уровень заболеваемости в тяжелой и зачастую неизвестной формах среди местных жителей. В поселке нередко встречаются семьи, где рождаются дети с заторможенным развитием. Всем известна судьба Нуржана Уркешбаева, который с пяти лет начал стареть. Сейчас в свои двадцать лет он похож на 70-летнего старика. Все это связывают с военными испытаниями, которые проводились на полигоне Тайсойган с середины 50-х годов прошлого столетия и вплоть до развала Советского Союза.
Селяне требуют компенсации в форме специального амбулаторного и санаторного лечения, а также улучшения своего социального и материального положения.
|
Сенатор Енсегенов велел реализовать всю серу за три года |
Сейчас МООС РК готовит экологический паспорт, где запланированы экологические и демографические исследования на западе Казахстана. До ноября этого года в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангыстауской областях пройдут обследования в 300 сельских округах, в которые войдут 812 населенных пунктов. В ходе реализации этой программы будут обследованы и жители Кызылкогинского района.
В свою очередь, российские военные готовы сократить территорию полигона до минимума. Об этом заявил присутствовавший на этой же встрече начальник “Полигона № 85” представитель Минобороны России Александр Зимин. Россияне готовы оставить для себя территорию размером в 50 на 25 километров.
“Мы готовы сместиться на пустынные участки полигона, - заявил российский военный. - Сегодня за аренду этого полигона Российская Федерация платит более 4 миллионов долларов в год. За последние годы мы не проводим каких-либо испытаний, которые могли бы нанести вред экологии. Эти участки мы используем как воздушный полигон. Мы ничего здесь не запускаем, ничего не взрываем”.
Впрочем, решение вопроса о статусе Тайсойганского полигона - дело не сиюминутное. Здесь требуется принятие решений на уровне правительств двух государств - Казахстана и России.
Атырау |