|
Анастасия Наумецкая
Согласно статистическим данным, в Казахстане сегодня проживают около пятидесяти тысяч поляков. Поддерживая и укрепляя связи с исторической родиной, большинство казахстанских поляков с благодарностью воспринимают Казахстан как свою родину проживания, где родилось уже не одно поколение семей, где жили и работали родители и деды
Немалое число представителей этого народа, как и других национальностей, было сослано в Казахстан накануне и в начале Великой Отечественной войны. Тогда без предъявления каких-либо обвинений по решению Совета народных комиссаров в Казахстан было депортировано от 40 до 95 тысяч поляков - точное число не установлено до сегодняшнего дня. Местами расселения поляков были северные области Казахстана, а также Алматинская, Чимкентская, Джамбульская области. Основная масса ссыльных была направлена на работу в сельское хозяйство и специально созданные для них колхозы. Все колхозы находились в ведении НКВД, население сел было под надзором и охраной спецкомендатур НКВД, то есть режим содержания мало чем отличался от режима содержания заключенных.
Каждый поляк с четырнадцатилетнего возраста обязан был еженедельно (а с 1948 года - ежедневно) отмечаться в спецкомендатуре, не имел права без пропуска выходить за пределы села, не имел паспорта или других документов, удостоверяющих личность. Лишь после 1956 года режим постепенно стал смягчаться. Но, согласно советской идеологии, все поляки были подвергнуты процессу деполонизации и принудительной русификации. В соответствии с этой программой из системы образования, культуры и быта были исключены все национальные элементы: польский язык и литература, история, национальные герои и выдающиеся деятели, костел и католическая религия - все то, что составляло польскую культуру.
Тем не менее даже в таких условиях поляки выжили как самостоятельная национальная группа населения Казахстана. Они установили и развили доброжелательные и уважительные отношения с коренным населением и людьми других национальностей, также сосланными в Казахстан: немцами, корейцами, русскими, украинцами, белорусами, чеченцами и другими. В местах проживания поляки подняли на высокий уровень культуру сельского хозяйства - в зерновом, животноводческом, овощном секторе: практически все колхозы, заселенные поляками, вскоре стали миллионерами. Несмотря на это, недоверие к ним было весьма заметным вплоть до распада СССР, для поляков Казахстана сохранялись определенные ограничения.
Сегодня из спецпереселенцев в живых, конечно, осталось совсем немного, но дети, внуки и правнуки этих людей по праву считают себя поляками и носителями национальной культуры. Теперь в независимом Казахстане поляки получили возможность изучать родной язык и польскую историю, обратиться к своей римско-католической вере, возродив национальные традиции и обычаи. За последние пятнадцать лет в городах и селах страны построены десятки костелов, где ведут службу приглашенные католические священники. При костелах работают воскресные школы, дающие детям осмысленные знания веры, культуры, доброты. Огромную помощь во всех культурных и образовательных проектах оказывает Посольство Польши в Казахстане.
Сохраняя традиции
Создав культурно-просветительное общество “Вензь”, представители алматинской польской диаспоры сразу обозначили главную цель - возрождение и сохранение языка, традиций и культуры, налаживание связей с исторической родиной. И за прошедшие годы обществом сделано много полезных дел для сохранения национальных традиций и культуры поляков в Казахстане.
Мы беседуем с Александром Павловским, председателем общества “Вензь”.
- Александр Викторович, что интересного произошло в жизни польской диаспоры за последнее время?
- 30 апреля совместно с Генеральным консульством Польши мы отпраздновали День Конституции Польши, который приходится на 3 мая. На двух специально заказанных автобусах из Алматы и самостоятельно из других районов в поселок Жанашар съехались люди из Алматинской области - мы рассчитывали на хорошую погоду и солнце, и нам повезло: получился прекрасный праздник с шашлыком и пловом на свежем воздухе, были спортивные соревнования, выступали дети. В местном костеле провели праздничную службу. А 7 мая Генеральным консульством был проведен литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству польского Нобелевского лауреата Чеслава Милоша.
- Какие проекты курирует ваше общество?
- За счет Генерального консульства Польши, с которым мы тесно сотрудничаем, каждый год дети нашего общества отдыхают в лагерях около Алматы. Также консульство оказывает помощь пожилым и больным людям, на Рождество и национальные праздники делает подарки. Также ежегодно для всех детей польской национальности проводится новогодняя елка, организуются смотры художественной самодеятельности, ребята участвуют во всех проводимых праздниках Республики Казахстан и Польши.
|
Александр Павловский, председатель алматинского общества "Вензь" |
С 1992 года мы сотрудничаем со школой-гимназией №23: приоритетной миссией этого проекта является изучение польского языка как родного детьми польской диаспоры. В 2000 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Казахстана и Министерством народного образования Польши, на основе которого в этой школе созданы классы с польским языком обучения. Инициатором открытия польских классов было посольство Польши и наше общество “Вензь” в лице первого председателя Альберта Левковского. Этот проект предусматривает дальнейшее обучение выпускников польских классов в Польше: после окончания 11 класса большинство детей успешно поступают в высшие учебные заведения Польши, получают там хорошую стипендию - это отличная образовательная программа и возможность высшего европейского образования!
- Эти молодые люди после получения высшего образования остаются в Польше или возвращаются назад?
- По моим данным, около 80 процентов детей возвращаются в Казахстан, многие очень привязаны к своим родителям - это наш казахстанский менталитет.
- Александр Викторович, какие основные черты характера у поляков?
- Справедливость, честность и настойчивость в достижении поставленной цели. Но в первую очередь это работоспособность - чистота и порядок в польских селах впечатляют, поверьте мне.
- А в каких профессиональных областях поляки наиболее удачливы?
- Если взять за основу появление поляков в Казахстане (1936 год), то это, конечно, земледелие.
|
Ежегодно Посольство Республики Польша организует летний отдых детей польской диаспоры в молодежных лагерях городов Ополе, Гданьска, Варшавы |
Союз поляков Казахстана
За последние годы Союз поляков Казахстана стал авторитетной общественной организацией, занимающей достойное место среди национальных групп единого народа Казахстана. Мы встретились с Яном Бернардовичем Зенкевичем - профессором, доктором наук, полковником советской милиции и бывшим председателем Союза поляков Казахстана. Профессор Зенкевич награжден медалью Ибрая Алтынсарина за развитие системы образования Республики Казахстан и медалью за развитие науки страны.
- Ян Бернардович, как Ваша семья оказалась в Казахстане и как проходила Ваша юность?
- В 1936 году моих родителей переселили сюда из Житомирской области. До 1956 года, как и все другие поляки-переселенцы, были на полулагерном режиме. Как известно, согласно тому времени, нельзя было выбирать себе место жительства - территория колхоза был определена плуговой бороздой, за эту линию выходить нам было нельзя.
- А как Вы пришли в структуру МВД и затем в педагогику?
- Только в 1957 году поляков начали призывать в армию. А знаете, каково это было - мужчинам не служить в армии в то время? Это сейчас молодежь может радоваться, если удалось избежать воинской обязанности. А тогда лишение этой обязанности было позором. Поэтому, когда меня призвали в армию, я был счастлив и еще добился, чтобы вместо стройбата меня взяли в строевую часть - попал в Забайкалье в танковую часть. После армии я шесть раз подавал документы на юрфак в МГУ, но ответ на вопрос, были ли репрессированы родители, не давал возможности поступления. Я мечтал о работе в криминальной милиции. Отчаявшись, в 1963 году я написал письмо об этом маршалу Ворошилову. Почему Ворошилову? Даже не знаю, почему его имя пришло в голову для этого шага. Но письмо, к моему собственному удивлению, возымело действие: меня вызвали в местные органы и допустили в итоге к поступлению, посоветовав все же начать с нашего образования. Я закончил Алматинскую школу милиции и потом Высшую школу МВД в Москве - следственный факультет. В МВД я дослужился до полковника, а в 1976 году защитил диссертацию. Всю жизнь я чувствовал тягу к педагогике и последние восемнадцать лет преподаю в юридических вузах Алматы. Сегодня я уже не мыслю себя без преподавательской деятельности, это мое призвание. В университете имени Динмухамеда Кунаева, в стенах которого мы с вами находимся, я преподаю криминологию, криминалистику и профессиограмму.
|
Ян Зенкевич |
- Ян Бернардович, какие поляки по характеру, каковы польские культурные ценности?
- Фантастическая любовь к своей родине, земле и религии - основа национального характера поляков. При этом можно не быть глубоко верующим человеком, но уважение к своей религии у поляков, что называется, в крови. Это связано с тем, что религия играет большую регулятивную функцию в стране, представляя собой некий свод законов и правил, которые поляки, безусловно, чтут и соблюдают. И все это прививается в детстве, а институт костела играет в этом огромную роль. Если обратить внимание на детей в польской школе, то, разумеется, они шумят и бегают, как все дети, но это не хаотичное движение - слово учителя и ограничения в поведении заметны. Если сравнить взрослых, скажем, в варшавском и алматинском автобусах, то и здесь разница будет очевидной: поляки разговаривают тихо, никакого эмоционального поведения вы там не увидите - это не принято. Поляки шипят как змеи, вы слышали эту шутку?
(Смеется.) Этот инстинктивный взгляд на себя со стороны вырабатывается тоже с детства.
- А Вы верующий человек?
- Я атеист. При этом я согласен с мнением одной моей коллеги-физика из Польши: “Я неверующий человек, но в костел я верю!”. И, что важно, польские священники доступны в обычной жизни для беседы, а это всегда грамотные люди с высшим образованием, носители тех самых культурных ценностей, о которых Вы спросили. Что еще располагает к доверию к институту костела - в католичестве испокон веков поощрялись занятия наукой и историей, накопление библиотек.
- Согласно принятому в 1995 году в Польше Закону о репатриации, поляки, высланные на территорию Советского Союза, и их потомки могут вернуться на историческую родину. Как много поляков уехало из Казахстана и как они живут в Польше?
- Я не так много сделал за десять лет, будучи председателем Союза поляков, как хотел бы. Но в Польше я убедил чиновников в том, что репатриация прежде всего должна быть цивилизованной. Ведь изначально полякам при переезде не предоставлялось жилье, и кроме этого были большие проблемы с пенсиями. Я доказывал, что должна быть продумана и создана система адаптации для переехавших людей и обязательно предоставлены жилье, какая-то финансовая помощь и помощь в устройстве на работу. Сейчас, несмотря на то, что процедура репатриации непроста, по приезде обустройство людей берет на себя гмина, которая выступает принимающей стороной, и объем социальной помощи зависит от нее (Гмина (польск. gmina - волость) - наименьшая административная единица Польши. -
Прим. автора.) Из Казахстана за пятнадцать лет вернулись в Польшу три тысячи человек и примерно около двадцати тысяч уехали в Россию. Несмотря на разные причины отъезда, мне всегда жаль, что люди уезжают. Адаптация проходит весьма непросто.
- Но и здесь многим людям приходится адаптироваться...
- Да, но все мы граждане одного государства. И мы, некоренные этнические группы, играем большую стабилизирующую роль в обществе, которое выстраивается последние годы. Я не вижу политической фигуры равного масштаба с президентом Назарбаевым - прошедшие выборы тому подтверждение. Настоящий политический деятель должен написать и обнародовать свою программу развития общества. Пока кроме Назарбаева это никому не под силу. Европейская ориентация республики, выбранная как ориентир для дальнейшего развития, абсолютно правильна, на мой взгляд, для Казахстана. Так же, как и идея трехъязычия - казахского, русского и английского - безусловно, верное видение развития общества. И, возвращаясь к вопросу вероисповедания, надо сказать, что атеистическое ядро в других национальных группах может играть смягчающую роль при потенциальном возникновении конфессионального несогласия.
- У Вас самого никогда не возникало такой мысли - уехать?
- Знаете, пересаживать старое дерево - это очень болезненно. Но этой мысли у меня не было и раньше. Я поляк и хорошо знаю свой язык, историю и литературу Польши, с детства и по сегодняшний день мне все это близко и интересно. Но я родился и живу в другой стране - Казахстане, будучи советским человеком в своей основе и давно уже русифицированным. Дураки равномерно распределены по всему земному шару - их хватает в любом народе. Но за свою жизнь я не встречался с русскими, негативно настроенными ко мне. Более того, считаю, что в Казахстане в принципе нет какой-то национальной группы, враждебно настроенной по отношению к другой. Особенность казахстанской земли в том, что когда сюда во время войны приезжали выселенные со своих родных мест народы, происходила какая-то нивелировка. Конечно, русские оставались русскими, немцы - немцами, чеченцы - чеченцами, но все воспринимали традиции и черты этой земли, не теряя своего внутреннего национального “я”. Я хочу сказать, что в любой другой стране, на мой взгляд, такая адаптация была бы гораздо более сложной.
Являясь научным консультантом польского парламента, за последние пятнадцать лет я много раз был не только в Польше, но и в Германии, Франции, Голландии. Но когда я возвращаюсь в Алматы - чувствую себя дома. Это ощущение касается и каких-то мелочей в обращении, и более серьезных моментов, таких, как толерантность и гостеприимство. Например, у нас принято обращаться по имени-отчеству или по имени, если позволяет возраст и близкие отношения, а в Польше - только по социальному статусу. Там я для всех и всегда - пан профессор. Кто-то может всю жизнь называться паном капитаном, хотя уже 20 лет не служит в армии. В Казахстане, если мы встречаем давних знакомых, то приглашение домой и совместная трапеза или, как минимум, чаепитие - само собой разумеющиеся вещи. В Польше, приехав из другой страны, вы пойдете пить кофе или пиво в кафе, даже если будете знакомы не один год. И таких нюансов масса - это все не плохо и не хорошо, это обычаи другой культуры. Вы можете быть бедными, но не принято кому-то жаловаться - это ваша судьба и ваши заботы. На постсоветском пространстве, в том числе и здесь, сочувствие друг к другу и желание как-то посодействовать, используя свои возможности, встречается чаще. Поляки бывают разные. Я встречался и с исключительно доброжелательным отношением, но встречал и откровенное хамство. Мне претит неприязнь поляков к России и к русским. Я обрусевший поляк, и этой злобы у меня нет. Но должен сказать, поляки могут быть доброжелательны, если вы не будете прятаться.
- Что значит прятаться в данном случае?
- Не стоит имитировать национальное самосознание, если ты приезжий. Коренные поляки мгновенно чувствуют фальшь, и никогда не стоит быть неискренним в этом вопросе. Я всегда выступаю перед поляками нашей диаспоры с предостережением от опрометчивой репатриации, потому что это решение надо мерить не семь, а семьдесят семь раз. Манна небесная там никого не ждет, и, чтобы жить достойно, в Польше придется много трудиться, работать не только в профессиональной сфере, но и работать над собой. Другой дух и другая культура, другие ценности и традиции - это все не просто слова.
Фото из архива польского культурно-просветительского общества “Вензь”
В Казахстане и Польше известен своим высоким художественным уровнем польский народный ансамбль “Степовэ квяты” из города Кокшетау, руководителем которого является Татьяна Балахович, детский танцевальный ансамбль при Польском культурном центре в городе Алматы, Щучинский ансамбль песни и танца “Сковронки” (руководитель Витольд Вержбицкий) и другие. Алматинская поэтесса Инесса Домбровская за цикл стихов, посвященных Польше и Казахстану, удостоилась персональной награды Папы Иоанна Павла II во время его визита в Астану в 2002 году.
Алматинская школа-гимназия №23 объявляет о наборе в польские 8-9-е классы.
Университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана в Алматы и Национальный университет имени Ж.Баласагына в Бишкеке - единственные вузы в Центральной Азии, готовящие будущих специалистов польской филологии. |