|
Айгерим Бейсенбаева
Те, для кого джаз ассоциируется исключительно со стильными и глубокими звуками саксофона, пересмотрели свои взгляды, услышав игру прославленного французского музыканта Дидье Локвуда.
Локвуд отвоевал для своего инструмента ведущую партию в джазе, и на сегодняшний день он считается одним из лучших мировых джазовых скрипачей.
Алматинцы смогли познать иную природу джаза на выступлении скрипача в рамках юбилейного джазового фестиваля, прошедшего недавно в южной столице. Аккомпанировал музыканту родной брат - пианист Франсис Локвуд
На встрече с музыкантами Дидье и Франсисом Локвуд, устроенной Французским альянсом и организаторами джазового фестиваля, чаще всего звучало слово Liberte, то есть “свобода” по-французски. Ключевое слово в понимании не только культуры Франции, но и самой сути джаза, в основе которого лежит, как известно, импровизация. Джаз предполагает редкую сыгранность и понимание между музыкантами, а семейное родство, по словам братьев, подарило им связь едва ли не на уровне подсознания. Без слов и без знаков они угадывают настроение друг друга по мимолетному взгляду, и их совместная импровизация всегда на редкость гармонична.
На встрече музыканты не только рассказали о будущем выступлении перед казахстанской публикой, но и презентовали свой новый совместный альбом Brothers.
Дидье младше своего брата на пять лет, но и в музыкальном дуэте, и в разговоре у него негласно ведущая роль, хотя он и заявляет об абсолютном равенстве.
Франсис положил начало их семейному увлечению джазом, в какой-то мере сбив брата с “классического” пути. По мнению Дидье, делить музыку на направления очень сложно. Так же, как и измерить эмоциональное влияние любой музыки на человека. Элементы джазовой музыки скрипач слышит в произведениях Шопена, Дебюсси и Баха.
Дидье не забросил классическую музыку, но о джазе говорит особенно вдохновенно:
- Джаз - это международный язык музыки. Из сложных интеллектуальных музыкальных направлений джаз - самая популярная музыка. И в то же время самая интеллектуальная из популярных. Музыкант чаще всего бывает просто исполнителем произведения, а вот в джазе музыкант всегда создатель, всегда творец... Эта поразительная свобода, свобода в создании и творчестве, меня бесконечно привлекает. Корни этой музыки уходят в теплые страны, поэтому она очень эмоциональна, насыщенна и необузданна. С помощью джаза мы переходим в другое пространство. Не только мы, но и слушатели, надеюсь. Посредством музыки мы все можем погрузиться в иной чувственный мир.
|
Генеральный консул Франции в Казахстане Гийом Наржоле |
Основное положение в джазе - это импровизация, потому-то он и любим людьми во всем мире. Импровизация сопровождает нас в нашей жизни повсеместно. Мы с Франсисом родные братья, и потому у нас есть не только техническое понимание джазовой музыки, между нами существует просто телепатическая связь. Мы чувствуем друг друга, слышим и точно знаем, что сделает другой в следующую минуту. И ни в коем случае среди нас нет первой партии и второй. Есть только две различные роли - роль скрипки и роль фортепьяно, которые взаимно дополняют одна другую.
Дуэт с братом Дидье Локвуд называет самым тонким по ощущениям и гармоничным. За свою долгую творческую карьеру прославленному скрипачу довелось сыграть со многими известными музыкантами, среди которых Майлс Дэвис, Маркус Миллер, Херби Ханкок, Элвин Джоунс, братья Марсалис и многие другие. А начался великий путь Локвуда с концерта в честь Стефана Граппелли, на котором известный скрипач заметил молодого Дидье и пригласил его в совместный гастрольный тур. Именно он вывел юного скрипача на международную джазовую сцену, и во время выступления в театре Парижа Граппелли, считавшийся с тех пор духовным наставником Локвуда, делает жест, символизирующий преемственность поколений, - передает молодому музыканту скрипку Мишеля Варлопа.
Дидье Локвуд не оставляет и классическую музыку. В 1996 году он написал концерт в трех частях для электро-акустической скрипки и симфонического оркестра, который был исполнен Национальным оркестром города Лилля. А в 1999 году музыкант исполнил все свои классические произведения на сцене театра Шан з’Элизе. На его счету 3000 концертов, 3 мировых тура и множество альбомов, последний из которых Дидье выпустил вместе со своим братом.
На Х джазовом фестивале в Алматы братья Локвуд представили классический джазовый стандарт и феерическую авторскую импровизацию на заданные темы. Дидье раскрыл бескрайние возможности электрической скрипки, накладывая с помощью специального устройства одну виртуозную партию на другую, создавая тем самым настоящий скрипичный оркестр из одного музыканта. Дополняла многоликую игру фортепьянная партия Франсиса Локвуда. Позднее к семейному дуэту присоединились местные народные музыканты, среди которых был и мастер горлового пения Едиль Кусаинов.
Помимо завоевания новой для себя аудитории звездные гости из Франции рассчитывали на творческое взаимодействие с казахстанскими музыкантами, надеясь почерпнуть в нем вдохновение для дальнейшего творчества.
|