Алла Иванилова
В народе бытует мнение, что самые коррумпированные - это сотрудники дорожной полиции. Даже среди чиновников Министерства транспорта и коммуникаций есть “нечистые на руку”
В минувшую пятницу прошло очередное заседание республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан”. На это раз “под прицел” антикоррупционеров попали сотрудники Министерства транспорта и коммуникаций. Как констатировал депутат мажилиса Сат Токпакбаев, в этом ведомстве отмечается “значительный рост коррупции”: “По данным правовой статистики, сотрудниками министерства в 2010 году совершено 21 коррупционное преступление, тогда как в 2009 году их было всего 12, рост составил более 40 процентов”. Среди 39 государственных органов республики Минтранском занимает восьмое место по количеству коррупционных преступлений.
Большинство взяточников работает в Комитете транспортного контроля. В минувшем году 90 процентов от всех коррупционных преступлений совершены его сотрудниками. Выявленные за два месяца этого года 11 фактов тоже приходятся на этот комитет.
По мнению мажилисмена, в Комитете транспортного контроля сложилась нездоровая обстановка. “Отсутствие спроса с руководителей за коррупционные действия подчиненных прямо противоречит поставленным главой государства установкам об ответственности руководителя за действия подчиненных”, - считает депутат.
Стопка дел в финансовой полиции подтверждает такой вывод. Как сообщил заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин, к семи годам осужден заместитель председателя Комитета транспортного контроля Жанбурбаев. Он, используя служебное положение, подписал фиктивные акты выполненных работ с одним из ТОО на обустройство и оснащение постов транспортного контроля и совершил хищение бюджетных средств на сумму 298 миллионов тенге.
Финансовая полиция завершила расследование еще одного уголовного дела в отношении вице-министра транспорта и коммуникаций Казахстана Дулата Кутербекова, подозреваемого в присвоении или растрате бюджетных средств. Как сообщил Андрей Лукин, по делу проходили еще три человека. Эти четверо при проведении конкурса государственных закупок по разработке ТЭО по проекту “Западная Европа - Западный Китай” с конкурсной заявкой в размере 307 миллионов тенге похитили 126 миллионов тенге.
Осенью прошлого года Счетный комитет, выявив финансовые нарушения при реализации Программы развития автодорожной отрасли на 2006 - 2012 годы, рекомендовал правительству освободить Кутербекова от занимаемой должности. Однако он по сей день работает вице-министром.
|
Кадры решают все. В этом уверен и главный борец с коррупцией |
Сейчас финпол проверяет факты выкупа земель по заниженным ценам для проекта “Западная Европа - Западный Китай”. В частности, по 11 участкам в Сарыагашском районе ЮКО. Уже возбуждено дело в отношении акима Сайрамского района, который в 2009-2010 годах умудрился продать земельные участки в зоне строительства автомагистрали Западная Европа - Западный Китай общей площадью 86 гектаров всего за 360 тысяч тенге. Позднее эта земля была выкуплена государством за 17,5 миллиона тенге. Поскольку использование такого рода схем приводит к удорожанию стоимости строительства объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, дело тянет “на статью”.
Чем дальше от центра, тем больше произвола творят сотрудники Минтранскома. Под прицел финпола попал директор департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Западно-Казахстанской области. Предприимчивый директор завысил стоимость работ по техническому ремонту и содержанию мостов на автодорогах области на 44 миллиона тенге.
Исправить ситуацию, считают в антикоррупционном совете, поможет “кадровая чистка”. Председатель республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан” Оралбай Абдыкаримов поинтересовался у руководителей министерства, почему в ведомстве, в частности, в Комитете гражданской авиации, не работают выпускники стипендии “Болашак”. Он продемонстрировал список тех, кто уже закончил обучение в вузах США, Великобритании, Австралии и в московских специализированных вузах. Оказалось, что специалисты по вопросам космической, инженерной деятельности, инженерной науки в сфере авиакосмической деятельности, ракетной техники сейчас работают лаборантами и менеджерами по продажам. Из них 11 человек и вовсе не трудоустроены. “Президент спрашивает: почему не привлекаете? У вас кадровый голод на специалистов в авиа. Государство выплатило бюджетные деньги, обучение каждого учащегося в год стоит где-то 80-90 тысяч долларов”, - негодовал Оралбай Абдыкаримов.
Передав представителям министерства список дипломированных “болашаковцев” и еще 38 студентов, которые в ближайшее время закончат учебу, он дал указание с ними “конкретно работать”.
Астана |