Алла Иванилова
Генплан Астаны в очередной раз подвергся корректировке. Во вторник состоялось общественное обсуждение проекта предстоящей корректировки до 2030 года
Столичный Генплан неоднократно подвергался изменениям. Первый проект, принятый в 1997 году, просуществовал всего два года и затем был отдан на изменение группе из Саудовской Аравии, которая обещала подарить городу облик, подобающий столице современного государства. Взамен саудовские архитекторы попросили вознаграждение в размере 11 миллионов долларов. Было принято решение предоставить им в качестве гонорара около 20 земельных участков общей площадью в 700 гектаров в старой и новой частях города. Однако аравийцы так и не получили землю в Астане. Им на смену пришел японский архитектор Кисе Куракава. Проект известного архитектора, которого уже нет в живых, отличался тем, что рассматривал столицу как живой организм в гармонии с природой. Согласно эскиз-идее, город застраивается в двух направлениях: наряду с преображением старой его части ведется освоение свободных территорий на левобережье реки Ишим.
После утверждения Генплана 15 августа 2001 года государственные мужи выявили несовпадение потребностей реальной жизни города с принятыми решениями и приступили к очередной корректировке. Суть изменений заключалась в формировании нескольких центров планировочных районов.
|
Однажды двадцать лет спустя... |
Сейчас, по словам чиновников, основная причина корректировки - интенсивный рост экономики и численности населения. “В Генплан внесены корректировки, по которым прогнозируется к 2030 году рост числа жителей до 1 миллиона 200 тысяч”, - констатировал главный архитектор ГКП “Научно-исследовательский проектный институт Генплана г.Астаны” Бахтыбай Тайталиев. При этом он отметил, что площадь города (710 кв.км) не увеличится, а останется в этих пределах.
Одно из главных новшеств измененного Генплана - параллельное развитие города и пригородной зоны. “Мы рассматриваем пригородную зону в радиусе 30-60 км как одно целое с городом, чтобы не было стихийного роста”, - отметил Тайталиев. Помимо этого обновления коснулись транспортных связей и соблюдения градостроительных регламентов.
Расширение площади города Астаны по вновь откорректированному Генплану не предполагается. Зато планируется строительство нового аэропорта и вокзала. Как сообщил начальник отдела городского транспорта ГКП “Научно-исследовательский проектный институт Генплана г.Астаны” Айдар Рахим, новый аэропорт будет строиться в 30-35 километрах от Астаны. Сейчас рассматриваются два варианта его месторасположения: районный центр Шортанды по Кокшетауской трассе либо поселок Оскаровка по Карагандинской трассе. Предполагается, что действующий Международный аэропорт Астаны будет принимать внутренние рейсы, а новый - обслуживать международные направления.
Что касается нового пассажирского вокзала, то он будет построен в районе улиц Акжол - Г.Мусрепова, а грузовой вокзал - в районе промзоны, за городской ТЭЦ. Точные сроки начала и окончания строительства пока неизвестны. Для участия в конкурсе были приглашены 5 зарубежных архитекторов и проектировщиков, имеющих опыт в проектировании вокзалов. География участников самая разнообразная - от Европы до Австралии и Японии. Среди них компания, которая проектировала вокзал и межтранспортную транзитную систему Терминала 5 Аэропорта Хитроу (Лондон, Великобритания), новый Международный аэропорт в Дохе (Катар), транзитный центр Трансбей в Сан-Франциско и станции метро в Хьюстоне.
Кроме того, в инициативном порядке участие в конкурсе приняли 5 архитектурных компаний из Казахстана и Турции. Всего (вместе с заказными работами) на конкурс поступило 10 работ. Призовой фонд за самый лучший проект составил 50 тысяч долларов.
Еще один из новых объектов Астаны - городской парк площадью 100 гектаров. Он разместится южнее административного центра на территории, которая непосредственно примыкает к восточной стороне Олимпийского центра. В сентябре прошлого года столичный акимат объявил международный заказной градостроительный конкурс на лучшую эскиз-идею проекта парка. По замыслу парк должен стать органической частью архитектурно-планировочной структуры города. Для участия в конкурсе приглашены 6 архитектурных и градостроительных компаний, имеющих опыт в ландшафтном проектировании, из Великобритании, Индии, Малайзии, Италии, Японии и США. Так же участие в конкурсе приняли две отечественные компании.
В ближайшее время, а точнее в этом году, на левобережье столицы в эксплуатацию сдадут Дворец школьников, мечеть на 5 тысяч мест, театр оперы и балета и медиацентр. В рамках Генплана намечается строительство крытого города на 8-10 тысяч жителей по принципу ТРЦ “Хан Шатыр”. В мини-городе будет создана вся необходимая инфраструктура: детсады, школы, поликлиники, магазины.
Астана |