Алан Байтенов
Герои поневоле
В конце февраля этого года Налоговый комитет Минфина в очередной раз опубликует списки должников. На эту “доску позора” (так называет их председатель НК Минфина Даулет Ергожин) попадут те физические лица, которые должны государству более 200 тысяч тенге (налогами) за имущество, землю и транспорт.
Опубликование имен должников стало традиционной досудебной мерой. Однако порой в этом списке оказываются “публичные и известные” люди. И тогда налоговым органам приходится приносить извинения, ссылаясь на сбой системы (в прошлом году так и сделали). Однако в этом году, гарантирует господин Ергожин (в интервью ИА “Bnews”), фамилии в списках корректироваться не будут. Налоговая сделает все, чтобы информация оказалась достоверной и не произошло “аппаратного сбоя”. Как именно обезопасит НК публичных людей от публичного порицания, мы и решили выяснить
Сначала немного истории. Как известно, в прошлом году налоговый департамент Астаны промахнулся - в список должников вдруг попали известные и публичные люди. Тогда налоговая повела себя неожиданно - сославшись на ошибку в системе, принесла извинения, мол, у машины нет души.
В то же время метод, что принят налоговыми органами, работал отлично. После публикации списков должники в рекордные сроки рассчитались с государством. И все было бы идеально, только вот система вдруг дала сбой, лишь дело дошло до двух известных фамилий.
Как же такое могло произойти? В прошлом году нам объяснили это так: мол, структура работает с информационной базой, а там, где автоматика, могут возникнуть и ошибки. А фамилии сильных мира сего тут ни при чем.
Однако в этом году, отмечает Даулет Ергожин в небезызвестном интервью, списки корректироваться не будут. “Не будет (последующей корректировки), поэтому мы сейчас и берем время, чтобы “вычистить” все и проверить. В этом году все будет нормально. Лучше всем заплатить, чем фигурировать в списке. Раньше же была, в советское время, “доска позора” - на улице стояла”, - отвечает коллегам и потенциальным неплательщикам (известным и не очень) Даулет Ергожин.
А вот теперь главный вопрос - что предпринял НК для того, чтобы избежать громких “недоразумений”? На связи пресс-служба НК:
- Заранее отправляются уведомления тем людям, у которых есть задолженность. Учитывая прошлый опыт, мы заранее предупреждаем. Особенно в крупных городах, где может быть большое количество потенциальных неплательщиков. Комитет работает с неплательщиками напрямую - уведомления передаются им, и они расписываются. Тем самым, если пойдут списки, то только проверенные и подтвержденные. В прошлом году (интересное обстоятельство выясняется, но причем же тогда сбой системы? - “НП”) так тоже было, мы предупреждали. Правда, некоторые отнеслись к этому как к не особо важному делу. Но в этом году ошибок не будет.
Да, вслед за таким комментарием даже слова не вставишь. Что ж, за этой твердой и четкой позицией, по идее, должно последовать такое же четкое и принципиальное исполнение. Надеемся, что на этот раз публичные и знаменитые люди успеют сделать все в срок, а НК сдержит свое обещание не переписывать списки. Главное - не отступить от своих принципов и помнить: метод по-настоящему действенный (“В 2010 году мы начали активно публиковать списки задолжников - мы налог на транспорт собрали за 8 месяцев. При этом мы собрали еще и долги 2006-2007 годов сразу”, - отмечает в упомянутом интервью Даулет Ергожин). Ну и, конечно же, намеренно не “включить” фильтр, сквозь который не просочатся налоговые тайны людей, подпадающих под критерии понятия “известный и публичный”. |