|
Александр Крученых из Атырау
К 2020 году на Тенгизе скопится до 150 миллионов тонн серы. Парадоксально, но в Казахстане до сих пор нет нормативных документов, регламентирующих условия хранения серы
На днях глава республиканского Министерства охраны окружающей среды Нургали Ашимов в своем блоге написал, что запасы серы в Атырауской области составляют 7,6 миллиона тонн. Ежегодно, по его данным, в Казахстане производятся 1,6 миллиона тонн. Ашимов уточняет, что реализацией продукции из серы занимается ТОО “Тенгизшевройл”, разрабатывающее месторождения Тенгиз и Королевское в Атырауской области.
Глава МООС Казахстана сообщил также, что “за последние три года компания накопила 9 миллионов тонн серы, из которых реализовано было свыше двух миллионов тонн”.
...В сентябре прошлого года в Атырау прошли общественные слушания по проекту “Предварительная оценка воздействия на окружающую среду создания Национального центра хранения серы” (НЦХС). Его планируют построить в сорока километрах от месторождения Тенгиз. В целом эксперты сходятся во мнении, что подобный центр нужен, но задаются вопросом финансирования, точнее, кто будет оплачивать строительство объекта. Неизвестно и то, кто будет владельцем НЦХС. Также остаются открытыми такие важные вопросы, как способы хранения серы, стоимость серохранилища.
Попробуем проанализировать ситуацию.
Крупнейшая нефтегазовая компания Казахстана ТОО “Тенгизшевройл” (ТШО) осуществляет нефтедобычу в Атырауской области с 1993 года. Сера - побочный продукт, который добывается вместе с нефтью. И эта сера все эти годы (17 лет) складируется на специально отведенных территориях. Серные пирамиды занимают значительную площадь, равную среднему городскому жилому массиву. За последнее время ликвидировано семь серных карт из десяти. Однако количество вовсе не синоним качества, поскольку эти семь карт по сравнению с оставшимися тремя - просто карлики.
Как избавиться от скапливающейся серы? В одно время ТШО пытался сжигать ее на факелах вместе с попутным газом. Но несколько лет назад после вступления в действие поправок в Закон о недропользовании делать это запрещено. И ТШО не оставалось ничего, как очищать попутный газ, а сера начала скапливаться. Сейчас ее, по разным оценкам, на Тенгизе скопилось порядка 8-9 миллионов тонн. И это не предел.
Как известно, “Тенгизшевройл” год из года наращивает нефтедобычу. И если раньше компания добывала 10-12 миллионов тонн нефти ежегодно, то сейчас ТШО выходит на уровень 20-24 миллионов тонн в год. А с вводом в эксплуатацию третьей очереди этот показатель достигнет колоссальных 32-36 миллионов тонн. Естественно, прямо пропорционально увеличится и объем добычи серы. В перспективе к 2020 году на Тенгизе скопится до 150 миллионов тонн серы.
Известный атырауский эколог, председатель НПО “Каспий табигаты” Махамбет Хакимов считает, что ТШО и рад бы избавиться от серы, продав весь скопившийся объем тем же китайцам (Поднебесная несколько лет назад выражала готовность скупить всю тенгизскую серу). Однако, по мнению эколога, ТШО попросту не успевает очищать производимый объем серы. В тенгизской сере очень много вредных веществ и примесей, самым опасным из которых следует считать меркаптан.
Как известно, сера хранится в трех видах: чешуйчатой, гранулированной и в жидком виде - она больше всего ценится на рынке. Да и наиболее приемлемый способ хранения этого минерального вещества - в жидком виде и в закрытом помещении. В рассыпчатом же состоянии она подвергается воздействию солнца, разносится ветром, нанося вред всему живому.
Серу можно широко использовать в производстве строительных материалов. К сожалению, в нашей стране выбрали самый легкий и, как считают специалисты, одновременно наихудший вариант - ее попросту складируют.
Парадоксально, но в Казахстане до сих пор нет нормативных документов, регламентирующих условия хранения серы. Согласно республиканскому Экологическому кодексу, сера - это отход производства, а не продукт. Но, между прочим, в контракте между Казахстаном и ТШО нет ни слова о том, что сера должна быть ликвидирована казахстанской стороной. И коли в нашем Экологическом кодексе четко прописано, что сера - это отход производства, считает Махамбет Хакимов, ТШО должен - как и любой природопользователь - прибрать за собой.
Снять с повестки дня “серный вопрос” призван Национальный центр хранения серы. Общественные слушания по предОВОС НЦХС, которые состоялись в сентябре прошлого года, показали, что в целом и “Тенгизшевройл”, и экологи сходятся во мнении - подобное хранилище нужно. |