Ирина Ковалева из Павлодара
Жители села Пресное Павлодарской области боятся покидать собственные дома и устанавливают на окнах решетки. Страх на всю деревню нагоняет один-единственный сосед. 52-летний мужчина - подучетный в психо-неврологическом диспансере, а сейчас - еще и подследственный. Он подозревается в жестоком убийстве родной тети
Жертва расправы, 71-летняя пенсионерка Ираида Георгиевна Курасова, насильственной смерти боялась и, как могла, пыталась избежать ее. Жаловалась участковому и местному акиму, просила оградить от ненормального племянника, который развлекается, убивая собак, отрубая кошкам лапы и разгуливая по магазинам с топором. По материалам дела, в тот день душегуб пришел к ней в дом и нанес несколько ударов отверткой в сердце. А сельчане утверждают - это уже третья смерть в семье. Причем одна другой подозрительней.
В 2008 году была найдена повешенной сестра подозреваемого. А летом 2010-го умерла его мать. Повесившаяся девушка была верующей, и знакомые недоумевают, как она могла покончить с собой. Да и физически ей, инвалиду с ограниченными возможностями, это было бы не под силу.
- А девчоночку, сестру-то свою, ну точно он убил, - уверена жительница села Наталья Запорожская. - У нее ручоночки выше головы не поднимались, а она на трубе висела! Как она могла повешаться? И ноги не ходили! Так же точно мать! После вскрытие делали. Какое там сердце! Два ребра сломанных у нее было.
Полицейские заявляют, эти смерти ненасильственные. Однако родня в совпадения уже не верит. Внучка убитой Наталья Курасова говорит, что после подозрительного суицида надо было бить тревогу, может, тогда остальных женщин удалось бы спасти. Сомнений, что ее родные люди стали жертвами серийного маньяка, у нее нет. Случайностями называть череду смертей в одной семье пресновцы отказываются. И утверждают, что у соседа был специальный список с занесенными туда именами жертв. Особенно волнуются одинокие старики:
- Он говорит, надо всех одиночек в сарай согнать и поджечь - вот крику будет! - с ужасом вспоминает слова соседа подруга убитой. - А я говорю: “Так ведь я одинокая”, а он: “Ну и тебя туда!” Люди боятся, в деревне решетки на окна наколачивают! Как быть? А вдруг его полечат и опять выпустят, как тогда? - говорит Наталья Запорожская.
Однако взять под стражу хулигана с диагнозом тогда закон не позволил. А аким села Пресное Серик Омаров заявил: “Что мог - сделал!”. Переписка с вышестоящими инстанциями заняла несколько лет. На запросы и письма в областной департамент координации занятости и соцпрограмм с просьбой определить пациента в спецучреждение для психохроников один ответ - мест нет.
|
Пока же деревенским жителям приходится самим защищать себя от маньяков... |
В 2008 году беспокойный пресновец был в очереди 180-м. После второй смерти, под нажимом сельчан, чиновники просили изолировать мужчину - хотя бы на несколько месяцев в областном диспансере. Но держать больного после прохождения курса лечения не стали. Правда, опять поставили в очередь. Последнее письмо в акимат пришло в декабре 2010-го. Текст мало изменился: “Прошел полный курс лечения. Поставлен на очередь для оформления в специализированный дом для психохроников”. Ждать предлагалось до 2011 года, когда интернат будет расширен, построят новый жилой комплекс и мест, наконец-то, хватит всем нуждающимся.
В Павлодарской области такое учреждение только одно, в селе Мичурино. Дом рассчитан на 385 пациентов, но сейчас там почти пятьсот больных. Вопрос о расширении площадей назрел давно. В 2009 году депутаты областного маслихата предложили включить в проект областного бюджета на 2010-2012 годы “расходы в 100 миллионов тенге на начало строительства специализированного дома для психохроников на 200 мест с периодом реализации в 2010-2011 годах”.
На бумаге эти деньги выделяются уже не первый год, причем из республиканского бюджета. Однако на деле в план работ в 2009-м это строительство так и не попало, не включили в программу финансирования.
В 2010-м этот объект вошел в перечень проектов реализации программы “Дорожная карта”. В графе “ожидаемый конечный результат” написано “улучшение технического состояния”. Из областного бюджета на строительство нового корпуса были выделены уже известные 100 миллионов. И даже подготовлена проектно-сметная документация. Общая сумма проекта - больше двухсот двадцати миллионов тенге.
Сейчас своей очереди в дом психохроников в Мичурино дожидаются почти четыреста неизлечимых пациентов со всей Павлодарской области. Впрочем, уже на одного меньше. “Пресновскому маньяку”, как его окрестили односельчане, претендовать на койку и уход специалиста в новом корпусе дома для психохроников вряд ли стоит. По результатам судебно-психиатрической экспертизы он признан невменяемым. И нуждается в принудительном лечении в Республиканской психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением в поселке Актас Талгарского района Алматинской области. |