|
Константин Кочевников
Казахстанские туристы оказались заложниками ситуации на недавно открытом публике и широко разрекламированном китайском острове Хайнане. С воскресенья, 16 января, спокойное расположение духа и курортная расслабленность сменились тревогой и неопределенностью. Около 200 человек, которые должны были еще вчера вернуться в Казахстан через аэропорт Алматы, до сих пор остаются на острове. Причина, по которой авиакомпания Asia Wings отменила рейс, не названа
Тех, кто не вернулся вовремя в Алматы, опоздал на свои поезда в различные города Казахстана, может стать значительно больше, если возникшая проблема не будет оперативно разрешена. Пока с проблемой столкнулись те, кто брал тур на неделю. Но и туристы, которым предстоит отдыхать еще неделю, уже взволнованы.
Среди вынужденных оставаться на острове 200 человек есть маленькие дети и, по крайней мере, одна беременная женщина.
Как сообщает наш корреспондент, находящийся на острове, большинство туристов могут посещать его без персональных виз. Это обстоятельство, кстати, часто используется туристическими агентствами, чтобы привлечь клиентов. На самом деле агентство берет на себя оформление групповой туристической визы, как было и в этот раз. Такая форма посещения используется с условием, что туристы прилетают на Хайнань, не ступая на территорию континентального Китая, и так же возвращаются.
Сейчас, когда нужно искать варианты возвращения, возможно, потребуются и визы. Есть, например, план, отправить туристов через Урумчи, Пекин. Озвучивались идеи возвращения через Российскую Федерацию. Вчера же наши туристы сдали паспорта для оформления виз. Если партнерам нашего турагентства в Китае (речь об алматинской компании Nuka Travel) удастся договориться с китайской стороной оперативно сделать подобную групповую визу, то это будет мягкий вариант решения проблемы. Иначе процесс получения виз может затянуться до 22-24 января. Значит, и паспорта все это время, как и сейчас, будут находиться в работе, а не на руках у туристов. Это влечет еще ряд трудностей, связанных, например, с получением переводов, заказом билетов и т.д. Время поджимает еще и потому, что в первых числах февраля в Китае начинается череда новогодних выходных со всеми вытекающими последствиями: конторы закроются.
Отличительная черта нашего туриста в том, что к концу сезона он остается практически без средств. Но сейчас казахстанцы озабочены вопросом, где жить. Кого-то переселяют в отель меньшей звездности, кто-то пока имеет возможность доплачивать за свои комнаты самостоятельно, кое в каких услугах удается получить средства от принимающих турфирм. В остальных же случаях турфирмы говорят нашим туристам примерно следующее: вы тратьте, сколько требуется, мы вам потом все расходы возместим по возвращении на основании чеков. Но, как уже говорилось, паспортов на руках нет, и денежные переводы с родины либо невозможно получить, либо их приходится высылать на счета принимающей стороны. То есть нашим туристам сейчас приходится самостоятельно платить за посторонние проблемы.
Мы попытались оперативно связаться с посольством Казахстана в Китайской Народной Республике, Министерством иностранных дел РК, туристическим агентством Nuka Travel и собственно с авиакомпанией Asia Wings. В госучреждения были направлены официальные запросы о разъяснении ситуации. Мы также постарались как можно острее поставить вопросы оказания помощи по возвращению казахстанцев. Но пока от госорганов ответы не получены. Надеемся, что наши письма послужат стимулом для оперативного разрешения возникшей ситуации.
Что интересно: никаких внятных координат названной авиакомпании обнаружить не удалось. Известно лишь, что базируется она в аэропорту “Сары-Арка” Караганды. Все обнаруженные телефоны в Караганде и Алматы, связанные с именем авиакомпании, молчали весь понедельник.
В турагентстве Nuka Travel не могут назвать причин сложившейся ситуации, но заверили нас, что обеспокоены и ведут активные переговоры с партнерами по бизнесу в Пекине в целях временного размещения казахстанцев, решения вопросов питания и возвращения.
Для того чтобы понять, кто виновен в происходящем, потребуется время. Пока можно с уверенностью говорить, что первейшая ответственность лежит на турагентствах, то есть на тех участниках процесса, кто заключал договоры и получал деньги. От их действий сейчас и от того, каковым окажется возмещение неожиданно свалившихся на туристов затрат, зависит репутация туристического бизнеса.
Мы будем следить за этой ситуацией и уже в следующем номере сообщим новости. А пока нас по-прежнему очень интересует, какие меры принимаются (и принимаются ли) со стороны казахстанской дипломатии для того, чтобы решить возникшую проблему. И в какие сроки эти меры будет реализованы.
Отдельно подчеркиваем, что данная проблема должна быть разрешена без промедления, поскольку число невольных “невозвращенцев” с каждым днем будет увеличиваться за счет других казахстанцев, у которых также закончились сроки туров. |