|
В Казахстане появятся частные судебные исполнители. По словам экспертов, уже в ближайший год 20 процентов дел перейдут в ведение частных судоисполнителей. И со временем эта цифра будет только увеличиваться
О скором введении альтернативных вариантов заявил в понедельник заместитель председателя Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Санжар Тогаев. Вообще планы по внедрению этого новшества озвучивались еще в прошлом году (2 апреля 2010 года был принят Закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”, где впервые было сказано об институте частных судебных исполнителей). Но только в 2011 году мы сможем воспользоваться услугами частных судебных исполнителей.
Подобный институт для нас нов, и читателю будет интересно узнать о некоторых моментах работы этой системы. В качестве эксперта выступил Таир Назханов, председатель ОО “Форум адвокатов”.
- Когда планируют ввести этот механизм в Казахстане?
- Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования, за исключением статьи 34, которая в течение трех лет после введения в действие настоящего закона распространяется только на исполнительные документы о взыскании алиментов. Закон был опубликован в “Егемен Казакстан”, “Казахстанской правде” 20 апреля 2010 года.
- Что, на Ваш взгляд, принесет положительного или отрицательного система частных судоисполнителей, учитывая нашу специфику (например, специфика отечественной законодательной базы или менталитет)?
- Частные судебные исполнители смогут повысить количество реально исполненных судебных актов. Проблемы могут возникнуть, когда некоторые конституционные права граждан будут ограничиваться частными судебными исполнителями. Так, правом частного судебного исполнителя (наряду с другими) будет принудительное вскрытие помещений и хранилищ, изъятие арестованного имущества и так далее. Тогда как подобные действия находятся исключительно в компетенции государства. Государственные служащие обязаны соблюдать этику государственного служащего. К частным судебным исполнителям это не относится. Поэтому в сфере прав человека возможны злоупотребления со стороны частных судебных исполнителей.
- Какая структура, на Ваш взгляд, должна контролировать частных судоисполнителей?
- На незаконные действия и постановление судебного исполнителя может быть внесен акт прокурорского надзора, который подлежит обязательному рассмотрению в установленный законом срок. Также контроль осуществляется уполномоченным органом-лицензиаром, коллегией частных судебных исполнителей. Отказ или неправильное совершение исполнительных действий могут быть обжалованы в судебном порядке.
- Известно, что частными судоисполнителями могут быть приняты все исполнительные документы за исключением тех, где одной из сторон выступает государство. Чем, на Ваш взгляд, оправдано это решение?
- На мой взгляд, альтернативное разделение на частных и государственных судебных исполнителей носит временный характер. Внедрение института частных судебных исполнителей для нашей страны явление новое. Поэтому в зависимости от того, как эффективно заработает новый механизм, будет зависеть, останется ли вообще институт государственных судебных исполнителей в будущем.
- Могут ли, согласно Вашему мнению, государственные судоисполнители остаться не у дел?
- В ближайший год к частным судебным исполнителям перейдет до 20 процентов дел. Со временем эта цифра будет неуклонно повышаться и со временем у государственных судоисполителей останутся только дела, где одной из сторон выступает государство.
- Считаете ли Вы, что частные судоисполнители будут работать эффективнее своих государственных коллег? Если да, то что на это повлияет?
- Надеюсь, что частные судебные исполнители будут работать эффективнее своих государственных коллег. Мой осторожный оптимизм основан на том, что частный судебный исполнитель самостоятельно финансирует свою деятельность, оплачивает аренду офиса, создание дополнительных рабочих мест. Новым законом четко и ясно определен порядок оплаты услуг. Таким образом, у частного судебного исполнителя будет материальный стимул для отличной работы.
Кроме того, развитие института частных судебных исполнителей приведет к конкуренции. А это, как известно, источник для повышения качества. Кстати, требования к частным судебным исполнителям выше, чем к государственным. Государственным судебным исполнителем может быть назначено лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, не судимое, имеющее высшее юридическое образование, соответствующее предъявляемым законодательством Республики Казахстан квалификационным требованиям, способное по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. А на должность частного судебного исполнителя назначается гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у частного судебного исполнителя сроком не менее одного года, сдавший квалификационный экзамен, получивший лицензию на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов, прошедший конкурс на замещение вакантной должности.
- В чем выиграет от введения этого механизма рядовой гражданин?
- У рядового гражданина появится выбор между судебными исполнителями и он будет выбирать лучшего.
- В каких странах еще используется подобный опыт?
- Значительное перераспределение исполнительных функций произошло, например, в Германии, где в настоящее время существует около 650 частных фирм, занимающихся взысканием долгов.
В настоящее время частноправовые организации принудительного исполнения существует во Франции, Бельгии, Венгрии, Люксембурге, Нидерландах, Италии, Греции, Литве, Польше, Португалии, Эстонии и ряде других стан, взявших за основу французскую модель подобной системы. Судебный исполнитель при такой модели наделяется полномочиями от имени государства. Всего институт частных судебных исполнителей действует в 65 странах мира.
Беседовал Алан Байтенов
В ближайший год к частным судебным исполнителям перейдет до 20 процентов дел. Со временем эта цифра будет неуклонно повышаться и со временем у государственных судоисполнителей останутся только дела, где одной из сторон выступает государство. |