Парламентский альбом
Юлиана Жихорь
Депутатов, как представителей народа, больше всего волнует вопрос распределения бюджетных, то бишь народных денег
Например,
Бахыт Сыздыкову и с ней еще целый ряд мажилисменов заинтересовала целесообразность наличия при министерствах многочисленных “дочек”. Она спросила у премьер-министра, проверяется ли деятельность вновь образованных и действующих АО и РГП на предмет дублирования функций с другими госорганами, ведомствами и организациями?
“В последнее время сложилась практика, что при министерствах создаются многочисленные так называемые “дочки” - всевозможные АО. Причем эти АО “накачиваются” средствами из государственного бюджета. Уставные капиталы тоже формируются из бюджетных средств. Однако в структуры министерств они не входят, даже на сайтах госорганов АО не отражаются”, - озвучила она обеспокоенность депутатов неэффективным использованием бюджетных средств, накачиваемых в эти дочки в качестве уставного капитала.
“Их деятельность практически никто не контролирует”, - возмущалась депутат, перечисляя ежегодные убытки. Например, Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST за все 7 лет существования было убыточным “и убытки, естественно, покрывались за счет государственного бюджета”. “АО “Центр инжиниринга и трансферта технологий” также является убыточным со дня основания. В 2008 году убытки этого центра по сравнению с 2004 годом увеличились в 16 раз, или на 1,6 миллиарда тенге, - заявила Сыздыкова. - Счетным комитетом было установлено, что АО “ЦИТТ” не соблюдало собственные правила по покупке акций и долей участия в высокотехнологичных иностранных компаниях. В деятельности АО “ЦИТТ” не определены четкие приоритеты развития инноваций, не создана эффективная система трансферта технологий, наблюдается слабая обоснованность технологий. Но самое главное, при убыточной деятельности в 2008 году АО “ЦИТТ” в 1-м квартале 2009 года произведены выплаты премий на сумму 3,7 миллиона тенге, из них руководящему составу - на 2,7 миллиона тенге”.
Странность ситуации усугубляется высокими заработными платами в АО и их некой отстраненностью от всех госпланов по оптимизации кадрового состава: “Если в ближайшем будущем сотрудников министерств коснется сокращение, как государственных служащих, то сотрудников АО никто сокращать не собирается. Причем, по неофициальным сведениям, заработная плата сотрудников некоторых АО в десятки раз выше, чем заработная плата сотрудников центральных государственных органов”. Депутат потребовала у премьера отчета: проверяет ли кто-нибудь эффективность работы этих АО или неужели нельзя отдать функции всех “дочек” в конкурентную среду?
Пока в Астане число рабочих мест искусственно увеличивают, на шахтах работников напротив - сокращают. Об этом поведал мажилисмен Мухтар Тиникеев, рассказавший об “опыте” работодателей Карагандинской области. “На шахтах Тентекской и Казахстанской специальная комиссия зафиксировала нарушения требований паспортов предприятий. Так, на шахте Тентекской вместо 20 шахтеров по нормативным требованиям работали 14-15 человек. А на Казахстанской и того меньше: вместо 23 шахтеров работали 13, 12, 16 человек в разные смены. На шахте имени Костенко при нормативной численности 2012 человек трудятся всего 1667, а на шахте имени Кузембаева не хватает 396 горняков”, - сообщил Тиникеев, добавив, что всего сегодня среди подземной группы рабочих не хватает полутора тысяч шахтеров до нормативной численности. А за последние два года с восьми шахт угольного департамента ушли 1117 человек. При этом прием новых рабочих на высвободившиеся места запрещен. А не уменьшившийся план лег на плечи оставшихся горняков, что, по мнению знатока шахтного дела, влечет нарушение техники безопасности и создает повышенную угрозу жизни людей.
Мухтар Тиникеев попросил Генерального прокурора разобраться в ситуации, “принять меры прокурорского реагирования и обязать работодателей довести численность рабочих специальностей до норм, необходимых для безопасной работы шахтеров”.
Астана |