|
Алла Иванилова
Сегодня многие покупки делаются через так называемые интернет-магазины. Еще в начале 90-х никто не мог представить, что шопинг можно совершать, не отходя от компьютера. Однако в Казахстане электронная коммерция не так популярна, и этот недостаток чиновники намерены устранить
На этой неделе министр связи и информации Аскар Жумагалиев провел совещание по развитию Казнета. Одним из пунктов повестки был вопрос развития электронной коммерции. Как подчеркнул глава Минсвязи: “Для казахстанской экономики развитие е-коммерции может стать одним из мощных и эффективных инструментов ее реформирования, повышения конкурентоспособности и интеграции в мировую экономику”. Государственные мужи уделяют большое внимание этому вопросу. Благодаря созданному “платежному шлюзу электронного правительства” казахстанцы посредством портала могут оплачивать налоги и заказывать некоторые госуслуги. Наиболее успешным на сегодняшний день является сайт электронных закупок. Хотя в его адрес в свое время было много нареканий. Чиновники обещают, что число услуг, которые можно будет оплатить в онлайне, будет постоянно увеличиваться.
Однако, если говорить об интернет-магазинах, то в этом направлении электронная коммерция в Казнете не развивается.
В западных странах оплата через Интернет стала привычным делом. Обладатель пластиковой карточки, обслуживающейся в Сети, может бронировать авиабилеты, гостиницы, арендовать автомобили как в своей стране, так и за ее пределами. Таким образом, становится доступным огромный спектр услуг, что значительно экономит время и зачастую деньги. Как правило, на казахстанских сайтах можно выбрать товар, но в дальнейшем при его получении расплатиться наличными. Причина такой половинчатой электронной коммерции - в отсутствии единого интегратора с платежными сервисами.
Еще одним барьером является отсутствие в законодательстве понятия электронных денег, которое должно появиться с принятием соответствующего закона.
Но, пожалуй, самый главный фактор, препятствующий развитию электронной коммерции в Казахстане - это то, что для многих казахстанцев Интернет до сих пор является диковинкой. Как бы ни старались чиновники, доступ к всемирной паутине имеют далеко не все. А те, кто имеет, не доверяет интернет-магазинам и предпочитает делать покупки не виртуально, а реально - в магазинах. Покупатели опасаются, что их личные данные в Интернете будут не защищены. Это их сдерживает использовать кредитные карты для онлайн-платежей и в свою очередь является тормозом для развития электронной коммерции в целом.
|
Виртуальный “универсам” затягивает…
Некоторые сопротивляются! |
Для повышения доверия казахстанцев к интернет-магазинам в ходе совещания по развитию Казнета было предложено создать ассоциацию “Надежный магазин”. Основная роль ассоциации - оценка всех казахстанских интернет-магазинов с привлечением зарекомендовавших себя экспертов электронной коммерции. Они будут оценивать все аспекты деятельности виртуальных “шопов”: это наличие номеров телефонов на сайте и других элементов обратной связи, системы доставки, разнообразие видов платежей, наличие технической поддержки, лояльность ее представителей и т.д. При этом будет создан интернет-ресурс, где любой желающий может ознакомиться с оценками каждого интернет-магазина и проголосовать за тот, услугами которого уже пользовался.
В казахстанском сегменте Сети с каждым годом появляется все больше интернет-магазинов, причем самого разного профиля - от книжных до секс-шопов. Другое дело, что не каждый знает, каким образом там делать покупки. Навигация на сайтах виртуальных “универсамов” не всегда удобна. В итоге человек, желающий идти в ногу со временем, так и не поняв, как через Интернет купить книгу, идет в “Букинист” за углом соседнего дома.
Поэтому следует задуматься над развитием учебных программ по электронной коммерции, дабы не допустить обострения ситуации с нехваткой специалистов в данной области. Необходимо также проводить больше конференций и семинаров для работников правительства, представителей образования, малого и среднего бизнеса и простых граждан. Может, тогда в сетевых магазинах появятся очереди.
Астана
В западных странах оплата через Интернет стала привычным делом. Обладатель пластиковой карточки, обслуживающейся в Сети, может бронировать авиабилеты, гостиницы, арендовать автомобили как в своей стране, так и за ее пределами. Таким образом, становится доступным огромный спектр услуг, что значительно экономит время и зачастую деньги. Как правило, на казахстанских сайтах можно выбрать товар, а в дальнейшем при его получении расплатиться наличными. Причина такой “половинчатой” электронной коммерции - в отсутствии единого интегратора с платежными сервисами.
|