ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



НОВЫЙ ОБОРОТ Горячие новости / События
Юлиана Жихорь
Все лето Министерство нефти и газа размышляло о том, как в правовом поле подчинить себе производителей и продавцов бензина, мазута и прочих продуктов нефтепереработки. Итоговая схема получилась настолько красивой, что даже видавшие виды депутаты посетовали на то, что законы наши хорошо действуют порой только на бумаге

Горящий законопроект “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов” правительством был одобрен для внесения в парламент еще в феврале этого года, но на суд депутатов его представили только на этой неделе. Он стал первым детищем Кабмина, вынесенным в новой сессии парламента. Народные избранники, отдохнув во время длительных летних каникул, встретили документ потирая руки: он еще достаточно сырой, а потому работы предстоит немало.

Конечно, главная цель внесенного документа предельно проста - исключить сеть посредников, из-за которых стоимость нефтепродуктов, предложенная заводами, значительно возрастает, пока доходит до конечных потребителей. Для этого Министерство нефти и газа (МНГ) намерено взять все полностью под свой контроль. На первом этапе ведомство намерено утверждать график поставок нефти производителям ГСМ (нефтеперерабатывающим заводам), затем - ставить свою визу на планах переработки нефти. На следующей цепочке оптовики будут получать ГСМ согласно плану поставок, утверждаемому министерством. Причем здесь на законодательном уровне ведомство намерено ввести ограничение на перепродажу ГСМ. Конечная розничная стоимость дизтоплива будет жестко контролироваться антимонопольным органом.
Такая схема с установлением предельной розничной цены уже действует в стране с декабря 2009 года. Но, как признают сами представители МНГ, действует она вне закона. Все это базируется на меморандумах, указаниях министерства и не имеет никакой правовой основы. Тем не менее “потолок” отпускаемых на АЗС цен на социально значимые виды бензина и дизельного топлива сегодня устанавливаются государством, что уже давно оценили отечественные водители.
Напомним, что после взлета цен на бензин марки АИ-92/93 (в ноябре 2009 года до 87,5 тенге) МНГ предельные цены были зафиксированы на уровне 82 тенге за литр. До мая этого года его средняя стоимость составляла от 80,8 до 81,2 тенге. Затем стоимость данного вида бензина росла с 84,5 до 87,7 на начало сентября этого года. В то время как стоимость бензина А-80 с пиковых 71,5 тенге в ноябре 2009 года упала до 61,4 на начало апреля 2010 года, достигнув 67,7 к началу данного месяца.
Пока по той схеме, которая определена в нынешнем законодательстве, в руках посредников остается до 45 процентов от рыночной стоимости бензина. Все это приводит к скачкообразной динамике цен и нестабильности в обществе. (Достаточно вспомнить напряженную ситуацию на этом рынке осенью прошлого года.)
На этой неделе новые поправки представил в мажилисе ответственный секретарь МНГ Канатбек Сафинов. “Предполагается запретить оптовую реализацию нефтепродуктов между оптовыми поставщиками, а также установить квалификационные требования к доступу на рынок оптовой реализации нефтепродуктов”, - отметил он в своем докладе. По его словам, данное предложение позволит убрать с рынка нефтепродуктов посреднические структуры. То есть продукция НПЗ, поступая к оптовику, будет направляться только в розницу, без права продажи другим оптовым точкам.
На этот счет депутат Айгуль Соловьева развела руками. Напомнив, что вопрос является сезонным и в основном рассматривается через призму обеспечения аграриев доступными горюче-смазочными материалами, она предложила “не городить такой огород”. “Меня всегда настораживает, когда государство берется что-то регулировать и упорядочивать. Если из жизни практической взять: когда ГАИ становится на дорогу, то обязательно бывают заторы”, - поделилась она своими наблюдениями.
  alt
  Нефтеперезагрузка: нужна формула, единая для производителей и продавцов бензина, мазута и иных продуктов нефтепереработки!
На этот счет представитель главного энергетического ведомства привел ситуацию, которая возникла из-за создания искусственного дефицита на рынке. “Прогноз за нас сделала сама жизнь. Вы просто все забыли, какая была ситуация прошлым летом, - заметил Канатбек Сафинов, ставший более эмоциональным после такого заявления депутата. - Ночью люди вставали, покупали по 53 тенге за литр и перепродавали по 120 тенге за литр, система не работала. Сейчас, когда мы перешли к ручному управлению, цена везде одинаковая, стабильная”.

Мажилисмен Шавхат Утемисов обратил внимание на то, что сегодня ценовую политику на рынке нефтепродуктов нужно устанавливать, учитывая их стоимость в России. Ведь до 40 процентов высокооктанового бензина в нашей стране удовлетворяется за счет российского импорта, от зарубежного сырья сильно зависят и наши отечественные НПЗ. “Как мы можем (в этой ситуации. - “НП”) говорить о независимости ценовой политики? - развел руками депутат. - Коллеги (из Министерства нефти и газа. - “НП”) предлагают убрать пошлины, снизить цену, сделать ее реальной, но если при этом Россия будет держать высокую цену, просто-напросто вывезут весь ГСМ (в Россию. - “НП”), - отметил мажилисмен. - В результате вся эта работа пойдет коту под хвост”.
Народный избранник напомнил и о том, что сегодня границы мы ужесточить не сможем с учетом Таможенного кодекса и формирования Единого экономического пространства.
Как пояснил представитель министерства, формула расчета розничных цен будет зависеть от ситуации на российском и мировом рынках. “Если в России, например, цена подпрыгивает, мы реагируем через месяц. ГСМ, произведенные в Казахстане, невыгодно реализовывать в России в силу налоговой нагрузки на акцизы РФ, это тоже нужно учитывать, - сообщил Канатбек Сафинов. - Конечно, вопросы контрабанды есть, но когда мы сделаем механизм такой, что даже контрабандно смысла не будет вывозить, потому что мы посчитали разницу, он эту маржу и не получит. Мы вместе должны посидеть над формулой, но наша формула уже работает. Уже сегодня практически не вывозятся ГСМ, хотя раньше такие попытки были”.
Депутаты предложение вооружиться ценовыми графиками и калькуляторами встретили на ура. Но не обошлись без колких замечаний о том, что предложения министерства достаточно красивы. “Главное, чтоб они также хорошо работали на практике”, - добавил модератор презентации Сейтсултан Аимбетов. Некоторые его коллеги в ответ в сердцах заметили, что законы чаще всего на деле не работают, хотя при этом напросились на их включение в состав рабочей группы: тема уж больно актуальна как для сельчан, так и для городских жителей, для которых вопросы транспорта играют не последнюю роль.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение