|
Алла Иванилова,Наталия Цой
Совещание на вольную тему
Приближается 1 сентября. Накануне нового учебного года в Астане, в одном из самых больших залов столицы - Конгресс-холле, прошло традиционное августовское совещание педагогических работников. Столичный аким прочитал учителям блестящую лекцию о том, как надо учить подрастающее поколение, а министр образования и науки сообщил приятную новость, что отныне педагоги смогут повышать квалификацию в Лондоне по программе “Болашак”
Жансеит Туймебаев, министр образования и науки Республики Казахстан, отметил, что к 1 сентября будут введены 67 школ. В 650 школах проводится капитальный ремонт, и по состоянию на первую декаду августа объем выполненных работ составил 71 процент. Текущим ремонтом охвачено 5238 школ. Таким образом на сегодняшний день более 85 процентов из них готовы к новому учебному году.
Гораздо сложнее в Казахстане обстоят дела с подготовкой организаций образования к отопительному сезону, так как 82 процента школ республики отапливаются индивидуально. В 1051 школе используется печное отопление. Потребность в твердом топливе составляет 883 миллиона тонн, жидком - 53,5 тысячи тонн и газа - свыше 9 миллионов кубометров. Договора на приобретение и поставку топлива заключены на 93 процента, а доставлено к школьным котельным всего 45,7 процента топлива от необходимой потребности. Больше половины горючего груза до сих пор простаивает на железнодорожных станциях.
Для решения этого вопроса Жансеит Туймебаев, в свою очередь, предложил “еще раз провести итоговое совещание по отопительному сезону, по подготовке к началу учебного года”, что, по его мнению, должно ускорить решение этого вопроса. К сожалению, такой решительный настрой объясняется не только заботой о детях. Дело в том, что глава правительства Карим Масимов уже пригрозил увольнением акимам и работникам образования, в чьих районах хотя бы одна школа не будет готова к холодам. Тем более что нынешняя зима, по правительственным прогнозам, будет еще более суровой, чем в прошлом году. Надеемся, что премьерские угрозы все-таки подействуют.
|
Министр пообещал педагогам стажировку по “Болашаку”... |
Но и это еще не все. Как сообщил директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Нургали Аршабеков, казахстанские школы испытывают острый дефицит в учителях-предметниках и преподавателях начальных классов.
“В основном нам требуются, в равных количествах, учителя физики, химии и математики, английского языка и физической культуры, а также около 415 человек учителей начальных классов”, - сказал Нургали Аршабеков. По его словам, “основной недостаток кадров испытывают Алматинская, Актюбинская и Мангыстауская области”.
Он подчеркнул, что Министерство образования “сейчас ведет тесную работу с педагогическими не только вузами, но и колледжами, потому что учителей начальных классов готовят также и колледжи”.
А вот столичный аким, участвовавший на совещании, затронул более фундаментальную тему: какое обучение должно быть - энциклопедическое (советское) или узкоспециализированное (западное)? И хотя многие склоняются к последнему варианту, утверждая, что “образование должно быть узкоспециальным, ибо нельзя объять необъятное”, “но узкий специалист плохо переучивается, трудно ориентируется в межпредметных знаниях. Ему тяжело найти общий язык со специалистами других профессий при решении общей задачи. Отсюда вопрос: а какого тогда выпускника школы мы хотим видеть? Ответ: успешного человека!” - рассуждал градоначальник.
До этого, молча слушая размышления акима, педагоги оживились, как только разговор зашел об учебниках. “Учебники, то есть их новое поколение, порой не выдерживают никакой критики. Ошибки, содержащиеся в них, часто вызывают смех... Приведу самые откровенные из них. Так, в одном из словарей утверждается, что “хвост является частью тела человека, а кожа - это внутренний орган””, - заметил глава Астаны. Кроме того, он рассказал учителям, что, готовясь к выступлению, взял для сравнения учебники разных периодов (1955, 1986, 2005 годов) по русской литературе.
“Поразила нарастающая сухость и безликость каждого последующего учебника. В первом учебнике, 1955 года, соблюдены все межпредметные связи, необходимые для целостного восприятия культуры. В ней есть такие разделы, как “Живопись и музыка”, “Драма и театр”, “Литература и искусство”. Эта книга интересно и живо передает факты, которые непринужденно ложатся на ниву познания”, - поделился своими впечатлениями Имангали Тасмагамбетов и для пущей убедительности прочитал один из отрывков, описывающий портрет Белинского пером Тургенева.
В качестве примера не зря был взят учебник по литературе. Столичный мэр считает, что на всех уровнях школьного образования должны быть гуманитарные компоненты. “Перефразируя древних греков, - простая совокупность знаний уму не научает - необходимо изменение сознания. Я бы сделал вывод, который шокирует, может быть, учителя физики или математики: без гуманитарной компоненты огромный массив естественно-научных знаний оказывается излишним”, - выдвинул теорию глава муниципалитета Астаны.
|
... а школьникам - учебники без ляпов |
Жансеит Туймебаев согласился с критикой по поводу “некачественных” учебников. Министр объяснил, что “проблема кроется в несовершенстве нормативно-правовой базы, экспертизе учебной литературы, низкой профессиональной компетенции и гражданской незрелости отдельных авторов и экспертов, оценивающих их работу”. “Поэтому внесены существенные изменения в правила подготовки и экспертизы изданий учебной литературы”, - резюмировал Жансеит Туймебаев. Уже сформирована база данных экспертов в разрезе предметов из числа опытных учителей-практиков, методистов и ученых, которые пройдут обязательное обучение. Также будут разработаны специальные учебно-методические пособия по научно обоснованному анализу учебников.
Выслушав старших по должности наставников, учителя уяснили одно - грядут перемены. Однако многие из них так и не услышали, на сколько и когда им поднимут зарплату. А, судя по разговорам в кулуарах, этот вопрос сегодня педагогов интересует больше всего.
В новом учебном году в школу пойдут всего 2 496 465 учащихся. Из них в первый класс - 297 778. В минувшем году в школах республики обучались 2 491 202 ученика, в первом классе - 237 612. |