|
Джайли Танико
В одном из самых больших залов мира, Центральном концертном зале “Казахстан”, своим внешним обликом напоминающем бирюзовую птицу, готовую взметнуться в небо, завершился новый ежегодный Международный фестиваль экшн-фильмов “Астана”, организованный известным продюсером и режиссером Тимуром Бекмамбетовым при поддержке акимата Астаны.
Оригинальная идея Манфреди Николетти - создателя архитектурного сооружения - продолжается и в многоярусном зале-атриуме, выполненном в форме национального инструмента - домбры. Здесь проходили премьерные показы фильмов, церемонии открытия и закрытия.
Во время открытия, которую предварял концерт на открытой площадке, по красной ковровой дорожке сначала пробежалась толпа неизвестных лиц, потом - звезды российской и американской киноиндустрии. Наших звезд немного подзабыли, но потом извинились.
Зрители по обе стороны дорожки восторженно приветствовали всех актеров, хотя особенно ждали своих кумиров: Майка Тайсона, Дольфа Лундгрена и Хиллари Суонк.
Но больше всего радовались нашему соотечественнику, успешному режиссеру Тимуру Бекмамбетову, который, по мнению крупнейшей в мире базы кинематографических данных IMDB, вошел в пятерку самых известных режиссеров мира
Невысокий человек с забавно вздернутым кончиком брови, ошеломительно обаятелен - всенародная любовь соотечественников выражалась в бурных овациях, причем ярче, чем аплодисменты в адрес голливудских звезд.
Казалось, что его эмоциональное состояние не меняется никогда. Характер нордически стойкий. Все то же спокойное лицо - мускул не дрогнет, как Будда в состоянии медитации.
Тимур всегда сохранял самообладание, легко шел на контакт с прессой и работал над ошибками. И это несмотря на проблемы, которые возникают при проведении любого масштабного мероприятия.
В плотном фестивальном графике благодаря его пресс-секретарю Кэти и Андрею Сакулинскому - советнику генерального директора, состоялась наша беседа.
- Тимур, мне понравилась Ваша откровенность. Не говоря пафосных слов о столице, Вы честно обрисовали ситуацию, не возвеличивая ее и не принижая. Честность - Ваше кредо?
- Я считаю, что за свои слова надо нести ответственность. Это такая комбинация искренности и ответственности.
- Вы живете в Соединенных Штатах Америки. Работаете в России и Казахстане. Можно назвать Вас космополитом?
- Я кочевник по натуре. Все время двигаться вперед - это у меня в крови.
- Ваша супруга разделяет Ваш кочевой образ жизни?
- Да, она художник кино по костюмам. Это ее профессия. Конечно, она ездит со мной повсюду.
- Вы успешный человек. Тяжело ли сохранять самообладание, когда вокруг вьется много “лишних” людей?
- Я стараюсь быть самим собой и уважать других людей. Насколько могу, стараюсь свои проблемы и эмоции не перекладывать на чужие плечи.
- Тернист ли был Ваш путь к успеху?
- У меня труднопроизносимая фамилия. Еще в России делали много ошибок, когда произносили мою фамилию вслух. Я хотел, чтобы люди запомнили правильно, как меня зовут. И это заставило меня стремиться к успеху.
- Ваш отец - казах. Какой национальный обычай Вам нравится больше всего?
- Мне многие обычаи нравятся. Особенно один из самых красивых обычаев - ритуал демократического выбора лидера. Когда его поднимали на белой кошме и совершали священный ход вокруг ханской юрты. Этот ритуал означал клятву нового главы свободного народа соблюдать законы предков. Это очень важно - визуализированный процесс демократического выбора. Не идея голосования. А как факт: случился - не случился.
- Вы часто используете прием замедленных съемок. Выбираете сознательно этот прием? Для детализации, “препарировании” сути вещей?
- Отчасти. Жизнь иногда хочется остановить, чтобы разглядеть самое главное. Время летит очень быстро. И время жизни в том числе. Трудно разглядеть главное, что проскальзывает в реальном времени.
- Вам бы хотелось поработать над историческим фильмом?
- Не хотелось бы ограничивать себя только этим жанром. Просто хочется снимать интересное кино. Хотелось бы, наверное, и исторический. Еще когда я снимал рекламу банка “Империал”, очень много узнал нового из истории.
- Почему в свое время Ваш выбор пал на Джоли, хотя на роль пробовались не менее прекрасные актрисы?
- Потому что таких, как она, больше нет. Она уникальна. Способна зажигать сердца людей.
- В середине фестивальных дней завершились съемки фильма “Выкрутасы”. Как Вам работалось с Милой Йовович - еще одной голливудской звездой после Джоли?
- На 10 дней приезжала сниматься Мила Йовович, состоявшаяся звезда американского кино, которая прославилась, играя героических женщин. Она гениальна! Неожиданно для всех Мила играла на русском. Мы страшно рисковали. Но она каждый день по 12 часов снималась. А еще после этого по 5 часов учила текст. У нее есть акцент. И он придает ей шарм. Мы присутствуем при рождении новой русской актрисы. Она замечательная, я хочу и дальше работать с ней.
- В Ваших фильмах часто играет Константин Хабенский. Он Ваш талисман?
- Он партнер. С ним интересно. Он много привносит личного, и не только в свои роли. Но в картину в целом. Мы с ним обсуждаем не только его персонажей, все: и сценарий, и роли... Он очень ценный творческий человек.
- Где Вам комфортнее работать - в Америке или России?
- Везде хорошо работается. Но есть свои плюсы и минусы. В Америке, например, все более организованно и предсказуемо. И просто гораздо больший масштаб. В России и Казахстане труднее, но мир понятнее. То есть о чем ты снимаешь кино, тебе понятнее, ближе...
- Кино занимает все Ваше время? Это единственное увлечение?
- Да. Абсолютное. Больше ничем не занимаюсь. Только кино.
- Будет ли продолжение фильма “Черная молния”?
- Как оказалось, фильм, рассчитанный на широкую аудиторию, очень нравится детям. У нас есть предложение снять продолжение от китайских партнеров. Потому сейчас мы работаем над англоязычной версией и телеверсией фильма.
- Над чем еще Вы работаете сейчас?
- Над фильмом-катастрофой. Про Москву, захваченную инопланетянами, где все погибли и группа молодых людей пытается спастись. Всем очень нравится играть с образом своего города, мы предоставим такую возможность. Также идут съемки фильма “Золотой воин” - это будет приключенческая лента с мифологическими и даже историческими персонажами.
- Как Вы думаете, в ближайшем будущем будет кино в том формате, какой есть сейчас?
- Я думаю, кино можно будет совместно смотреть в Интернете, при этом параллельно общаться друг с другом. Мы уже научились в Сети признаваться в любви, ругаться, воевать, и следующий шаг - это когда люди начнут смотреть кино в Сети совместно.
- Какой Ваш самый трудный проект?
- Организация фестиваля.
На следующий год мы учтем все ошибки. Умерим пыл. Больше времени отдадим на подготовку. Но концепция фестиваля останется прежней - не будет жюри. Это наше ноу-хау.
Алматы - Астана - Алматы
|
Досье“НП”
Тимур Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в городе Гурьеве, Казахская ССР.
В 1987 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского по специальности “художник театра и кино”.
После службы в армии работал художником театра “Ильхом” и на киностудии “Узбекфильм”.
Переехал в Москву. В 1989 году подготовил рекламный сюжет о банке “Кредит-Москва”.
Два года спустя снял фильм “Пешаварский вальс”, посвященный афганской войне. В 1994 картина получила призы на фестивале в Карловых Варах и на Кинотавре.
В 1997 году Российской киноакадемией признан лучшим молодым режиссером.
По заказу телеканала РТР снял восьмисерийный телевизионный художественный фильм “Наши 90-е”.
В 1998 году приглашен продюсером Роджером Корманом для производства фильма “Гладиатрикс” (малобюджетный феминистический вариант “Гладиатора”, бюджет - 200 тысяч долларов. Съемки велись в России, фильм вышел на экраны в 2001-м).
В 2004-2005 годах снял фильмы “Ночной Дозор” и “Дневной Дозор. Мел Судьбы”.
С 2005 года в Голливуде занят в ряде проектов группы кинокомпаний Fox.
Учредитель и генеральный директор компаний ЗАО “Империал фильм”, киностудия “ТАББАК” и “Базелевс Продакшн”.
В 2007 году был режиссером фильма “Ирония судьбы. Продолжение”.
В 2008 году снял фильм “Особо опасен”.
В 2009-м продюсировал фильмы “9” и “Черная молния”. |