ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Игра в цивилизацию Горячие новости / Исследования

Константин Маскаев
Недавно директор проекта по улучшению бизнес-среды Казахстана корпорации PRAGMA (контрактер USAID) Сергей Пизиков продемонстрировал Кабинету министров во главе с премьером любопытнейшую штуковину - программу-симулятор Всемирного банка, которая способна моделировать различные ситуации в правовом и экономическом поле страны и наблюдать, как это отражается на рейтинге относительно других стран, в пятидесятку которых наметил войти президент

alt
Цель и программы, и самого проекта - совершенствование взаимоотношений власти и предпринимательства, создание благоприятных условий для ведения бизнеса. С помощью программы-симулятора моделируются такие ситуации, которые и влияют на благоприятные условия для ведения бизнеса. Учитываются факторы, от которых зависит сокращение или увеличение количества процедур и, соответственно, число дней и денег, необходимых для решения тех или иных вопросов, связанных с различными бизнес-задачами.
Программа-симулятор напоминает своего рода игру в жанре “стратегия” или “цивилизация”, которая позволяет хотя бы виртуально преодолеть массу административных барьеров, с которыми ежечасно сталкивается любой, кто пытается вести бизнес.
Признанным показателем в мире для измерения бизнес-климата является рейтинг легкости ведения бизнеса, которым пользуется Всемирный банк. Сравнение делается по десяти процессам в 178 странах мира. К сожалению, приходится констатировать, что в 2007 году произошло ухудшение положения Казахстана по сравнению с предыдущим периодом по большинству показателей.
Меж тем эти показатели, с одной стороны, как индикаторы, которые выявляют, насколько успешна та реформа законодательства, которая проводилась в минувшем году. С другой - демонстрируют скорость движения страны на международном рынке по сравнению с другими странами.
Что интересно: если верить декларациям казахстанского правительства, то все шаги, предпринимаемые на рынке, направлены на улучшение бизнес-среды. Но беспристрастная программа, которая считает рейтинг, отодвигает Казахстан все дальше или не позволяет подняться выше занятых когда-то высот! И не коварством программы сие объясняется.
Можно, конечно, если не утешить себя, то хотя бы объяснить проблему тем, что действия правительств других стран оказываются просто чуточку эффективнее, что позволяет другим участникам рейтинга занимать те позиции, на которые Казахстан только нацелится - ан поздно: местечко уж занято каким-нибудь еще вчера не самым успешным государством. Но на то и рейтинг, чтобы каждый, кто в нем прописался, стремился попасть в “чарт”, а не болтаться в аутсайдерах.
Возьмем лишь пять факторов, оказывающих влияние на бизнес-климат. По процессу регистрации предприятия Казахстан находится на 71-м месте. Страны двадцатки с наивысшим рейтингом - по стоимости открытия предприятия укладываются в условный показатель 2,7, страны пятидесятки - 6,8, у Казахстана этот показатель составляет 7,6. Очень простой процесс снижения стоимости открытия предприятия - это уменьшение числа копий различных документов в бумажном варианте. Кому, например, нужны те пять копий Устава предприятия, который на самом деле никто не читает? В лучшем случае, читается одна страница, где указаны виды деятельности. Переход на электронные виды документов значительно повлиял бы на процесс.
Другой путь снижения стоимости процесса регистрации предприятия - отмена наличия уставного капитала, хотя бы потому, что в дальнейшем уставный капитал не играет роли подстраховочного средства при ликвидации предприятия. Удешевление только по двум названным пунктам подняло бы Казахстан на шесть пунктов.
Процесс регистрации собственности. Здесь проблема связана с монопольной прерогативой государства на этот процесс, в частности, по оценке собственности. Меж тем большинство экспертов сходятся во мнении, что этот процесс можно было бы демонополизировать, что в итоге привело бы и к удешевлению, и к ускорению, поскольку на рынке действовало бы больше операторов.
Сегодня срок оценки недвижимости составляет две недели. Сокращение срока хотя бы до недели поднимает Казахстан еще на два пункта. И на неделю сокращает процесс! А объединение двух процессов - оформления и оценки недвижимости - сокращает процесс с 30 дней до недели и подкидывает еще четыре чувствительных пункта к рейтингу.
Больной процесс - разрешение на строительство. Это такое море, в которое предприниматель ныряет с головой, не зная, вынырнет ли. По оценкам Всемирного банка, в среднем этот процесс в Казахстане занимает 231 день. Реально же, особенно в регионах, этот процесс может превышать 400 дней: максимальный срок, который зафиксировал Всемирный банк, составил 396 дней. Сократив этот процесс до 144 дней, можно выиграть сразу 14 ступеней!
Например, сейчас обязателен этап государственной экспертизы проектов. Меж тем проект разрабатывается проектной организацией, которая уже получила гослицензию на проектные работы и учитывает все требования, которые затем подвергаются экспертизе, на что по закону уходит от 30 дней. А после этого к делу подключается государственный архитектурно-строительный контроль, который выдает разрешение на проведение строительно-монтажных работ. И на ГАСК отведено тоже от 30 дней.
Есть в Казахстане и такой сложносформулированный процесс, как Правила компенсирования затрат энергопередающих организаций на расширение и реконструкцию сетей транспортировки энергии общего пользования на возвратной основе. Они реально утверждены приказом председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 1.02.2007 года. В соответствии с ними стоимость подключения одного дополнительного киловатта электроэнергии составляет 68 тысяч тенге. И в примере Всемирного банка общая стоимость процесса составляет чуть более 10,5 миллиона тенге, из которых 9,5 миллиона составляет плата за подключение дополнительных энергетических мощностей.
Фактически происходит долгосрочное кредитование энергетических компаний за счет средств малого бизнеса. Если эти затраты, как считают эксперты - необоснованные, будут ликвидированы, удешевление процесса составит 93 процента. И повышение рейтинга составит еще шесть пунктов!
Внедрение даже этого небольшого числа рекомендаций, которые приведены в данный момент, подняли бы страну до 45-го места! И самое главное - создавали бы более благоприятный климат для предпринимательской деятельности.
Министрам очень понравилась программа-симулятор. Еще бы - можно войти в пятидесятку за какие-то пару часов! Кто-то из министров даже поинтересовался на предмет приобретения копии программы - для изучения и, видимо, стимуляции идей.
А что - ну, в порядке бреда. Сидят министры в своих кабинетах и по “сетке” рубятся в эту увлекательную стратегию. Может, и вправду процесс пойдет интенсивнее. Пусть не во всей стране, так хотя бы в сетевом окружении в пределах Дома министерств. А там, глядишь, и до страны дойдет.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение