Анна Шелепова
Уголовное дело по факту авиакатастрофы, случившейся в Угамском ущелье Южно-Казахстанской области 8 сентября 2009 года и унесшей жизни 10 военнослужащих, прекращено за отсутствием состава преступления
Напомним, что в этом ЧП страна потеряла пятерых офицеров и столько же бойцов контрактной службы. Усугубляла ситуацию появившаяся накануне трагедии информация, что казахстанскими пограничниками были получены оперативные данные о том, что шесть вооруженных преступников намерены пересечь казахстанско-узбекистанскую границу. Чтобы остановить преступников, в горные участки южных рубежей и были направлены разведывательно-поисковые группы, в том числе и авиация.
Первоначально со слов выживших бойцов в СМИ появилась версия о том, что пограничники увидели пятерых пеших человек и приняли решение садиться. Нашли место для посадки. Однако, приземляясь, пилот задел хвостом вертолета скалу, что и послужило основной причиной авиакатастрофы.
Также известно, что вертолетом Ми-8 управлял высококлассный опытный пилот - командир экипажа, начальник штаба смешанной авиационной эскадрильи майор Илья Маткаримов, опытный летчик, налетавший более 1400 часов. Ему помогали бортовой инженер капитан Арман Букбантаев и летчик-штурман лейтенант Ержас Бекбенбетов.
Все эти факты выглядели весьма странно: как, казалось бы, опытные бойцы не смогли посадить вертолет? В итоге, уголовное дело по статье 392 УК РК “Нарушение правил полетов и правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека” было возбуждено сразу же, на следующий день после трагедии.
Расследованием дела занималось Военно-следственное управление (ВСУ) Шымкентского гарнизона, которое теперь, по завершении всех следственных мероприятий, прекратило уголовное дело за отсутствием состава преступления в действиях летчиков. По заключению государственной комиссии, в которую входили специалисты разных ведомств, вины и ошибок в действиях летчиков не было.
Причиной трагедии признана плохая погода. Когда вертолет заходил в ущелье, там дул сильный ветер. Вертолет не смог подняться обратно - его накренило набок, выхлопные газы стали попадать обратно во вход двигателя, форсажный режим не сработал. Вертолет задел хвостом неровность хребта, упал на землю, покатился вниз по неровной местности и взорвался.
Вопреки ранее известной информации намерения садиться у экипажа не было - была команда высадить автоматчиков, приблизившись к земле на расстоянии 2-3 метров. И только после этого при необходимости вертолет мог пойти на посадку. Автоматчики должны были проверить, что за люди в камуфляже с оружием находятся в ущелье. Предполагалось, что это и есть те самые сбежавшие преступники. Позже, как писало “НП”, пресс-служба Погранвойск сообщила, что пятеро человек были егерями Сайрам-Угамского государственного национального природного парка, обходившими территорию. В пресс-службе Погранвойск нам также сообщили, что никаких претензий к расследованию не имеют, семьи погибших получили страховые выплаты. Близкие погибших пограничников, с которыми нам удалось поговорить, также согласны с названными причинами ЧП. |