|
Алан Байтенов
Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями (Тост)
Наши опасения относительно ажиотажа, что будет сопровождать процедуру получения казахстанцами индивидуального идентификационного номера (ИИН), подтвердились.
В Центрах обслуживания населения (ЦОН) не протолкнуться. Залы ожидания заполнены желающими получить удостоверение нового образца с заветным 12-значным кодом.
Такого спроса на “государственные услуги” Казахстан не видел уже давно
Обратите внимание, какие знатоки сидят в чиновных кабинетах. Не каждый, даже с блестящим зарубежным образованием, специалист в области продаж сможет создать такой спрос на продукт. Очередь не становится меньше ни на минуту вот уже на протяжении двух недель. Все дело в том, что реформа, согласно которой ИИН заменит привычные СИК и РНН, ударила по самым незащищенным слоям населения. Как оказалось, в “группе риска”, по несчастливой случайности, оказались все, кто получил свои удостоверения до 1997 года прошлого столетия. Как правило, это люди пенсионного и предпенсионного возраста.
Ими как раз ЦОНы и заполнены. Каждый, небеспочвенно, боится потерять свою гарантированную государством копейку. Причина - до августа этого года необходимо получить ИИН, иначе с получением пенсии могут возникнуть сложности. При этом каждый из них пытается получить ИИН по обещанной государством льготе - кто обратится до 13 августа 2010 года, вправе получить номер за счет бюджета. Правда, срок исполнения - 45 рабочих дней.
Конечно, можно пойти на регламентированное ускорение. Однако суммы не из разряда самых доступных - документ за 7 дней - 2019 тенге, за 10 дней - 934 тенге, за 15 - 593 тенге. Кстати, обратите внимание на последнюю цифру - за разницу в 30 дней нам предлагают заплатить чуть больше чем 500 тенге. Да с радостью! Согласятся с таким раскладом многие, особенно если прижмут сроки.
А они вполне могут прижать. Прежде чем заплатить за ускорение, необходимо еще умудриться сдать документы в окошко. И это, оказывается, самое сложное. Прежде чем рассуждать о проблемах получения ИИН, мы решили посетить ЦОН одного из районов Алматы. Сделано это было в первой половине дня. Как уже было сказано, все залы ожидания забиты до отказа. При этом сотрудники ЦОНа, что дежурят у терминалов, выдающих порядковые номера для очереди, настоятельно рекомендуют не брать номер сегодня. Так как: “Сегодня уже точно не успеете! Хотя можете взять, но потом не жалуйтесь...” Оказалось, что да, действительно, есть на что пожаловаться.
|
Долгая дорога к ИИНу |
Кусок термобумаги нам поведал, что наш номер А441, услуга “электронное документирование”, и перед нами - 277 человек! Вот почему нас так отговаривали от получения талона... Ознакомившись с полученным документом, совершенно резонно возник вопрос: действительна ли эта бумага завтра? На что где-то даже с гордостью госслужащий ответил: там есть время и число, следовательно, талон действителен только в день его получения, мол, как хочешь, но электронную систему не обманешь! Кстати, если взять регламент, то есть примерно 15 минут на обслуживание одного человека, то выходит, стоять нам в очереди, как минимум, 60 часов...
В то же время, чтобы удовлетворить свое совершенно здоровое любопытство, из зала ожидания мы проследовали в операционный. Там же, наоборот, тишина и спокойствие. У окон мирно стоят граждане, работа идет в спокойном ритме. Только вот работают всего 4 окна. На вопрос, почему так, отвечают просто - работают только те специалисты, что уполномочены принимать документы на обмен. Остальные же занимаются другими вопросами, связанными с другими процедурами. Мы, конечно, не имеем права диктовать свою точку зрения, но вполне вольны предположить - на момент часа пик стоило бы организовать работу по-иному - занять всех свободных специалистов.
В то же время можно предположить, что это не совсем экономически выгодно, ведь чем дольше “затянешь” вопрос с получением номера, тем больше отдашь за ускорение. Да и потом, команды-то всех “переобуть” при этом оперативно явно не поступало...
Кстати, из-за этой системы парализовано не только движение тех, кто полностью зависит от бюджетных средств. Как оказалось, проблемы и у того, кто попросту собирается получить удостоверение или обменять его и паспорт по возрасту. “Код” услуги один.
Как видно, система ИИН еще в начале своего внедрения создала серьезные сложности. Подобные очереди говорят о том, что сами государственные органы слабо готовы к таким реформам. Кстати, несмотря на все предупреждения организаторов проекта о скором вводе ИИН.
Помимо того, что процедура получения номера заставляет людей терять массу времени, да еще буквально вынуждает воспользоваться платными услугами ускорения. И чем дальше, тем меньше возможности принять “подарок” от государства - бесплатно получить ИИН (напомним, что безвозмездно документ готовится 45 рабочих дней).
Всевозможные препоны, что создает система, заставляют искать иные способы получить желаемое. Что автоматически становится первосортным удобрением для бича нашего общества - коррупции. Благо, хоть цена у “жучков” не самая высокая. За сумму в 3000 тенге вам помогут обойти и очередь, и систему. Тем самым цена-то всей программе борьбы с коррупцией не больше упомянутой суммы...
Справка “НП”
С августа этого года начинает свою работу Единая национальная идентификационная система (ЕНИС). Основа ее работы - 12-значный индивидуальный идентификационный номер (ИИН). Он заменит СИК и РНН. Удостоверения личности с персональным кодом выдаются с 1997 года, и этот номер можно увидеть под датой своего рождения на лицевой стороне документа. Если на удостоверении нет этого номера, необходимо заменить документ. Для физических лиц переоформление до 13 августа этого года будет производиться бесплатно. После этого срока услуга станет платной. |