|
Юлиана Жихорь
В ближайшем будущем планируется построить самый длинный в Казахстане мост через Балхаш, что позволит сократить дорогу между двумя столицами почти на 200 километров
В новый год у правительства новые заботы. Поскольку экономический кризис, которого, к слову, в стране официально и не было, по всем признакам подходит к концу, Кабмин усиленно взялся за формирование новой посткризисной экономики. А по сути провел работу над ошибками и решил в спешном порядке отойти от сырьевой зависимости.
Программа развития отечественной промышленности существовала уже давно и носила название Стратегии индустриально-инновационного развития. В 2007 году во время подведения итогов первого десятилетия ее реализации много говорилось о достижениях и важности стратегии, уже “разбавленной” на тот момент программой “30 корпоративных лидеров”. Но первое же серьезное испытание в виде глобального экономического кризиса, повлекшее снижение цен и спроса на сырье, показало - стратегия, может быть, и красивая, да малоэффективная - такого обескровливания доходной части бюджета Казахстан давно не переживал. Потребовалось сокращение весьма существенной части расходов (секвестр коснулся практически всех статей, за исключением социалки). Исключение - лишь неотложные проекты, жизненно важные для будущего безсырьевого развития страны.
Ревизия коснулась и стратегии индустриального развития. Было решено ее и все многочисленные программы развития, основанные на стратегии, ликвидировать, создав на их базе совершенно новый по сути, но в принципе старый по содержанию документ - новую Стратегию индустриализации страны. Под стратегию создают и новеллу - Карту индустриализации, на которой, наконец, стремятся разумно увязать потребности и возможности регионов с инвестиционными объектами. Стратегия и карта должны стать этаким скелетом будущей экономики Казахстана, которая, по идее Астаны, не должна быть известна исключительно объемами природных ресурсов.
На сегодняшний день в республиканскую карту индустриализации отобрано 83 проекта на общую сумму 6 370 миллиардов тенге. В региональную карту индустриализации входят 64 проекта на общую сумму 119 140 миллионов тенге.
Из 158 этих проектов в 2010 году (до 1 июля) должны быть введены в эксплуатацию 78 проектов на общую сумму 644 837 миллионов тенге. Еще 56 проектов будут закончены к концу года. “В данные проекты, по информации ведомств, инвестировано более 800 миллиардов тенге, на строительных работах задействовано более 16,5 тысячи человек”, - сообщил глава Министерства индустрии и торговли Асет Исекешев на первом селекторном совещании в правительстве в этом году.
Еще по 51 крупному инвестиционному проекту общей стоимостью 3,9 триллиона тенге в 2010 году будет начато строительство. Самые крупные из них - газохимический комплекс в Атырау, Балхашская теплоэлектростанция, газопровод Бейнеу - Бозой - Акбулак и строительство автодорожного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай.
На софинансирование реализации последнего проекта только в 2010 году из бюджета будет выделено 110 339 миллиардов тенге.
Идея его создания витала уже давно. Несколько лет приводились расчеты стоимости доставки товаров морским и наземным путем через Казахстан, возможные доходы бюджета страны-транзитера, строились планы и проекты, изыскивались средства и инвесторы, проводились конкурсы и выкупалась земля. По сообщению Минтранскома, в настоящее время по проекту автодороги Западная Европа - Западный Китай заключены 18 контрактов на строительные работы и выкуплены земельные участки в Кызылординской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях у 519 владельцев и у 53 собственников зданий и сооружений. Начата мобилизация дорожно-строительной техники, оборудования по 18 участкам на протяженности 967 километров.
Во второй половине 2010 года будет начато строительство части коридора - четырехполосного автобана Астана - Караганда. Проект будет реализован на концессионной основе. В рамках проекта Западная Европа - Западный Китай планируется также построить безопасную дорогу до Алматы через Капшагай и мост через Балхаш, который позволит сократить путь почти на 200 километров. “Совместно с местными исполнительными органами проводится работа по отводу земель под объездные дороги, полевые станы, склады материалов, грунтовые карьеры и карьеры общераспространенных материалов, а также подключение производственных баз к электросети”, - заявил глава ведомства Абельгазы Кусаинов.
Одним из наиболее проблемных участков транзитной автодороги может стать БАКАД - сентябрьский конкурс по выбору концессионера для реализации концессионного проекта “Строительство и эксплуатация Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги” был признан несостоявшимся - в Минтранском не поступило ни одной заявки от инвестора. Тогда основной причиной срыва конкурса назывались сложности с выкупом земли под проект: земля для строительства БАКАД выкуплена лишь частично и одним из условий конкурса является необходимость самостоятельного выкупа земли концессионером, при последующей компенсации данных затрат государством. Однако, учитывая чрезмерно высокую стоимость участков, желающих инвесторов не нашлось.
Как заверил на днях глава Министерства транспорта и коммуникаций, его ведомство сформировало перечень проблемных вопросов, подлежащих обсуждению и принятию решений, в числе которых и земельный вопрос.
Абельгазы Кусаинов заверил, что в процессе реализации всего глобального транзитного проекта будут активно задействованы казахстанские производители. В минувшую среду в Астане было проведено специальное совещание, посвященное вопросам реализации проекта реконструкции международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай, в рамках которого состоялась выставка отечественных производителей дорожно-строительных материалов. С рядом компаний были сразу же подписаны протоколы намерения о поставках их товара строителям дороги.
Астана |