|
Ярослава Науменко
Очередная ежегодная казахстанская международная выставка “Нефть и Газ”, которая началась в Алматы, совпала с празднованием 110-летия казахстанской нефти, экономическим кризисом и небывало сильным “осенне-топливным” дефицитом
И хотя в кризис павильоны большинства ежегодных выставок пустеют как минимум на треть по сравнению с предыдущими годами, KIOGE все еще радует глаз обилием стендов и числом делегаций (6500 компаний, 120 000 квадратных метров выставочной площади, 10 000 делегатов). Еще бы - казахстанские нефтяники настроены оптимистично: в кулуарах после пресс-конференции звучали прогнозы о том, что наша нефть в ближайший год будет стоить по крайней мере 76 долларов за баррель.
“Базовый сценарий” для казахстанского бюджета - это цена в 40 долларов. Это не много и не мало, достаточно... Для сравнения - падение барреля ниже 25 долларов сократило бы поступления на один миллиард долларов, при сохранении цены выше этой “критической отметки” мы сможем удержать и рост ВВП, избежав жесткой рецессии.
Вторым важным вопросом пресс-конференции стало озвучивание проблем “общего языка”, который никак не могут найти казахстанское население и китайские нефтяные инвесторы (особенно это касается юга республики). Последние держатся обобщенно и отстраненно, на контакт идут неохотно, информацией делиться не спешат. Казахстанские специалисты обижаются и обвиняют китайцев в высокомерии и скверном нраве, а журналисты недовольны закрытостью и отсутствием каких бы то ни было комментариев.
Вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат Киинов согласился - такая проблема у нас существует, но “проявляется в работе не только с китайскими компаниями, но и с любыми другими зарубежными фирмами”.
- Мы должны понимать, что они другие. Процесс нашей “притирки” может быть долгим и, наверное, будет еще идти... А что касается контактов с журналистами, это дело поправимое. По нашим законам, китайские инвесторы обязаны общаться с прессой, чиновники решат этот вопрос.
|
Ляззат Киинов о проблемах в деловых отношениях |
Справедливости ради стоит отметить, что проблемы в деловых отношениях с китайскими коллегами испытывают не только казахстанцы. На подобное же отношение сетуют и россияне. Специалисты по бизнес-коммуникациям отмечают, что в Китае из-за жесткой системы регистрации по месту жительства и распределения рабочей силы самим государством не развита так, как у нас, внутренняя миграция. Это же препятствует и появлению новичков в уже сложившихся коллективах. В наших условиях, где система не столь требовательна и атмосфера не похожа на армейскую, люди стремятся завести больше нужных связей и контактов. К тому же, у нас нет традиционного разделения “свой-чужой”, как в Поднебесной.
О том, как встроиться в социальные сети “пришлых инвесторов”, говорится много, но единого решения пока нет. И именно здесь нашему государству стоит задуматься о том, как лучше “помирить” не понимающие друг друга стороны, а инвесторов обязать соблюдать законы вне зависимости от того, что принято у них дома. Пусть не забывают, что у нас они все-таки в гостях.
Третьей обсуждаемой темой (хотя по сути она давно является первой по важности) стали сроки начала эксплуатации Кашагана. Вокруг месторождения вот уже несколько лет идут информационные битвы. Одни считают проект изначально провальным, другие верят, что крупнейшее морское месторождение оправдает возложенные на него надежды. Выступавший с докладом на конференции KIOGE Тодд Леви, генеральный директор “Тенгизшевройл”, настроен оптимистично. Хотя он и не скрывал - из-за кризиса объемы инвестиций в проект снижены на 25 процентов, и сроки начала добычи в очередной раз отодвинуты на конец 2012 года.
Из-за этого переноса дефицит добычи на данный момент приблизился к 10 миллионам баррелей (извлекаемые запасы составляют 1 миллиард баррелей). Однако к 2030 году Кашаган все-таки даст до 5 процентов от ежегодной добычи нефти в мире. И хотя нефть Кашагана отличается высоким газовым фактором (15 процентов сероводорода и меркаптанов), она также известна и очень хорошим качеством.
“Компании, которые работают на Кашагане, считают, что это одно из одиннадцати суперместорождений, открытых в последние годы, - сказал господин Леви. - Искусственные острова для установок, огромное биоразнообразие региона, большая часть которого занесена в Красную книгу... Это уникальный проект”.
Вместе с тем Кашаган ставит перед логистами серьезные проблемы. Водная транспортировка возможна только шесть месяцев в году. Чтобы управлять таким масштабным проектом, компания NCOC разработала новую операционную модель.
Второй аспект касается инноваций. Осенью 2008 года цены на нефть были достаточно стабильны (резкая волатильность настигла их в начале 2009 года), и поэтому на прошлогодней KIOGE много говорили о технологических инновациях. “Сейчас мы в других условиях, и из-за сокращения инвестиций в технологии будет сложнее разрабатывать”, - отметил Дон МакКелви, вице-президент Baker Hughes. Однако в технологии компанией уже инвестировано около 2 миллиардов долларов. |