|
Юлиана Жихорь
Главный финансовый документ страны на ближайшие три года наконец презентован парламентариям. На удивление, важнейшие векторы развития экономики в посткризисный период мало заинтересовали народных избранников. Гораздо больше их волновало сохранение лица перед электоратом
Судя по проекту бюджета на ближайшие три года, Казахстан действительно начинает выкарабкиваться из кризиса. По крайней мере, отечественные экономисты упорно доказывают, что экономический рост нам в ближайшие годы обеспечен. Хоть и незначительный.
Так, со следующего года, по мнению правительства, начнется неуклонный рост ВВП с 2,4 процента в 2010 году до 2,9 процента в 2012-м. (В прогнозах к 2014 году мы достигнем показателя роста 3,9 процента.) К слову, нынешнее падение темпов роста экономики Казахстана, если сравнивать с рядом зарубежных стран, относительно небольшое. Так, Казахстан во втором квартале ушел в минус (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) всего на 1,5 процента. Россия - почти на 11, Евросоюз - на 4,8, США - на 3,9 процента.
Если же вернуться к прогнозам, они, в принципе, вполне совпадают с перспективами роста мировой экономики в целом. Так, по мнению Всемирного валютного фонда, в будущем году мировая экономика выберется из кризисной ямы на коридор от 2 до 2,9 процента. При этом наилучшие перспективы роста, как это ни странно, не у государств с высоким уровнем дохода, а у развивающихся стран. Например, Китаю и Индии прогнозируют в следующем году рост 6,5-8,5 процента.
Но, несмотря на достаточно радужные прогнозы, уменьшения экономии бюджетных средств не предвидится.
Хотя, как было заявлено главой Минэкономики Бахытом Султановым, страна уже может отказаться от использования целевого трансферта из Нацфонда. Речь идет о миллиардах долларов, которые были направлены на реализацию антикризисной программы правительства: “Несмотря на то, что 2010 год все еще будет являться кризисным для мировой экономики, что будет влиять и на нашу экономику, мы предложили использовать внутренние ресурсы бюджета на продолжение антикризисных мероприятий”.
Эти самые “внутренние резервы” - собственно экономия правительства. Причем тотальная. Как заведено антикризисной практикой, “до кучи” срезали много “несрочных” проектов, перенеся начало их реализации на более благоприятные годы, госорганам не дали деньги на обновление оргтехники, автопарка и мебели. Под секвестр попали даже прикладные научные исследования.
А вот на социалке, дабы не раздражать народ, было решено не экономить. Правда, правительство, де-юре не экономя, де-факто “оптимизировало” бюджет на 100 миллионов: обещанное президентом повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 2010-2011 годах предусмотрено только с 1 июля 2010 года вместо анонсированного повышения с 1 января 2010 года.
|
Динамика падения доходов РК с начала кризиса по некоторым основным статьям экспорта |
Это известие больше всего взволновало депутатов. Они только недавно вернулись из округов, где, естественно, обещали электорату “озолочение” уже с нового года.
“Сегодня зарплата у врачей, она, как травма, зачастую просто несовместима с жизнью!” - взывал к совести правительства Владимир Нехорошев. “Послание президента есть, - кипятился Кенжегали Сагадиев. - Все знают, весь народ, и мы уже десятки раз избирателям своим говорили, что с 1 января вы будете получать, и так далее. И неоднократно президент об этом говорил. Как теперь объяснить?”
На что Султанов, отбиваясь от негодования “обманутых обманщиков”, возразил: зачем обещали то, чего не знали: “В Послании годы были названы, а не конкретная дата. Но конкретно решение о дате повышения заработной платы определяется каждый год, и сейчас принято решение, что с 1 июля будет повышаться”.
Но больше всего народных избранников возмутило то, что они даже повлиять на принятое правительством решение не смогут (в отличие от предшественников из 2-го созыва). “Вы говорите - принято решение. Решение о бюджете принимает парламент, мы его не принимали, вы взяли на себя эту ответственность. Тогда давайте прокомментируйте на телевидении на всю республику, что вы приняли такое решение без парламента”, - заявил Валерий Доскалов. “Если парламент хотите опустить ниже плинтуса, как говорит народ, давайте тогда мы это принародно признаем, при всех, - гневался Амангос Утегенов. - Где телевидение? А вот появилось! Если парламент ничего не решает, давайте руки подымем, скажем, мы ничего не решаем - нам сказали так, мы так донесли, нам сказали по-другому, мы по-другому объяснили”.
“Рассматривать наш бюджет, - резюмировал дискуссию Владимир Нехорошев, - это отравлять себе жизнь. Еще не начиная тратить”. “Отравлять” было решено чуть больше месяца - в начале ноября проект финансового документа на три года должен быть рассмотрен на пленарном заседании палаты.
Астана |