|
Анна Шелепова
Турецкие фокусы
Туристический сезон-2009 начался. Казахстанцы находятся в предвкушении беззаботного отпуска. Увы, кризис, сокращение зарплат и увольнения многим подпортили летние планы. Что же делать, если семейный бюджет ограничен, а отдохнуть очень хочется?
Большинство соотечественников выбирают Турцию. Эта страна в лидерах по двум причинам - относительно короткий перелет и приемлемая цена. В свою очередь, туркомпании, работающие в турецком направлении, существенно демпингуют рынок: отдых в пятизвездочном отеле - 799 у.е., а в четырехзвездочном - 655 у.е. Для сравнения напомним, что прошлым летом отдохнуть в отеле категории пять звезд туристу обходилось в районе 1000-1300 долларов.
Но вопреки сниженным ценам на турпакеты, с начала года спрос на туристические путевки упал приблизительно на 15 процентов. Причина в пресловутом кризисе, отмечают в алматинских турагентствах. И что естественно - кризис изменил структуру спроса в сторону более экономичных туров.
Кроме того, если раньше люди покупали путевки заранее, хотя бы бронировали за два-три месяца, то сегодня покупаются горящие туры - день в день. Из опыта общения с туристами в Турции мы пришли к выводу, что аналогичная ситуация наблюдается и в Уфе, и в Тюмени, и в Москве, и в Украине. Большинство туристов приезжают отдыхать исключительно по горящим путевкам или специальным предложениям, стараясь уложиться в 1000 долларов. Некоторые отели предлагают специальные цены на отдых в июне, привлекая туристов из стран СНГ. Так что найти приемлемое предложение можно довольно легко. Для этого достаточно мониторить предложения на сайтах туроператоров.
К сожалению, многолетний опыт путешествий в Турцию показывает, что у турков понятие 4 и 5 звезд остается довольно размытым. К примеру, пятизвездочный отель в Аланье будет равносилен трехзвездочному в Бодруме. Это касается в первую очередь качества пищи, развлекательных услуг и территории отеля.
И еще. Многие туристы отмечают, что сервис в этом году стал заметно хуже по сравнению с прошлым летом. Стало ощутимо, что владельцы отелей экономят на питании для туристов. Даже в этот раз в отеле категории пять звезд плюс по системе ultra all inclusive в ресторане умудрялись подавать несвежие овощи и фрукты... А если гость отеля пришел на обед минут за 20 до его окончания, то, в принципе, можно было остаться без еды. Ее просто не хватало.
Кроме всего прочего, некоторые услуги: сауна, массаж, мини-гольф, прокат теннисных ракеток и мячей, бильярд - подорожали.
Зато снизились цены на выездные экскурсии. К примеру, в прошлом году слетать из Турции в Израиль на сутки с посещением самых популярных израильских святынь стоило около 500 долларов, теперь это обойдется в 400. А вот внутренние экскурсии заметно подорожали. Отельные гиды, преимущественно российско-турецкой компании TEZtour, уверяют, что нельзя покупать экскурсии у небольших локальных агентств. Они рассказывают туристам, что доверять можно только TEZtour, и при этом предлагают платить за экскурсии в два, два с половиной раза дороже. К примеру, экскурсия на яхте с посещением исторических памятников в Аланье в уличном агентстве стоит 21 доллар на человека. А у крупного туроператора - 40 у.е. Прогулка на яхте с возможностью дайвинга в прайсе упомянутой туркомпании - 75, а в турецком агентстве - 30-35 долларов. При этом компания, в первую очередь, характеризует себя как самого надежного оператора. Впрочем, отельные цены на путевки практически везде вдвое-трое выше “уличных”. Все бы ничего, если бы не случай, произошедший две недели назад с моими коллегами. Два туриста, приобретя турпакет, как и положено, рассчитывали на трансфер от TEZtour по прибытии в Анталью. Однако в аэропорту ни гида, ни трансферта не оказалось. Туристы были вынуждены раскошелиться на 80 долларов с каждого на такси до отеля. Когда же на месте они обратились к представителю TEZtour, он ответил, что, мол, просто не получилось встретить, и вернул по 10 долларов каждому (именно столько стоит трансфер на человека при покупке турпакета) за невыполненную услугу...
Также раньше туристу, купившему турпакет, в качестве бонуса дарили, к примеру, экскурсию на водопады в Анталье с посещением кожевенной фабрики. Теперь все экскурсии стали платными. Разве что отельные гиды предлагают туристам бесплатно доехать до ювелирного центра или “Кожаного дворца”. Но в таких центрах цены откровенно завышены, и туристов в них просто разводят, впаривая простенькую кожаную курточку позапрошлого сезона за 600 долларов. По опыту общения с турками мы заметили, что у них пропала былая благожелательность по отношению к туристам. Видимо, кризис настолько сказался на местном населении, что если в прежние годы на рынках и в магазинах они хотя бы пытались как-то изощренно вести торг, то теперь внаглую впихивают товары по космическим ценам. К примеру, мне предложили купить косметичку за 120 долларов, ссылаясь на какой-то сомнительный итальянский бренд. В итоге, когда я уходила из бутика, продавец бежал за мной и просил купить эту же косметичку хотя бы за 10 долларов... Впрочем, на всех турецких товарах вы непременно встретите лейбл известных итальянских брендов, а на вопрос, зачем им подделывать Dolce and Cabana или Prada и наносить гравировки этих марок даже на сланцы, нам откровенно ответили: “Нет бренда - нет денег, а значит, нет бизнеса”.
Наверняка туристам, которые собираются отдыхать на турецком берегу, будет любопытно узнать, что в этом году в Турции запретили курить в помещениях, включая отели. Поэтому курящим путешественникам стоит выбирать номера с лоджиями. А за курение в лобби турист будет оштрафован.
Алматы - Аланья - Алматы |