|
Тамара Копылова
Недавно в планах правительства зародилась мысль: создать лучший в мире вуз, равный (как минимум, по цене обучения) Гарварду и Оксфорду. Громадье идей будет воплощаться руками турецких строителей. А это грозит затянуть открытие казахстанского образовательного гиганта
Идея доведения высшего казахстанского образования до мировых стандартов витала в умах властей уже давно. Ведь для работы за рубежом отечественные дипломы не годятся, и казахстанским выпускникам приходится переучиваться в импортных вузах.
Несколько лет назад было решено создать в Астане образовательный кластер. К тому времени в столице провинциальные Акмолинский педагогический и Инжерно-технический институты уже объединили в Евразийский университет, расширили Медицинскую и Музыкальную академии, возродили Аграрный университет и создали Юракадемию.
Венцом кластера должен стать университет мирового уровня, стоящий на одной ступени с такими гигантами образования, как Гарвард и Оксфорд. И даже обучение в нем должно вестись на английском языке.
Кстати, в этом он не станет первой ласточкой - в Казахстане уже существует университет, в котором преподают на языке Шекспира, - КИМЭП. Именно он в свое время и должен был стать отечественным подобием Принстона. Но, видимо, так и не стал. И многие предпочитают отечественной крутой альма-матер обучение по программе “Болашак” (уж те-то дипломы подтверждать точно не придется).
Восполнить этот образовательный вакуум и призван новый университет. По планам, на его базе будут функционировать институты инжиниринга и прикладных наук. Причем все - под управлением зарубежных преподавателей. Правда, наравне с иностранными профессорами преподавать местным студентам новоявленного университета будут и местные. Так что и знания в головы студентов будут закладываться, соответственно, разноформатные.
Зато качество и цена услуг нового вуза, как заявил глава Министерства образования Жансеит Туймебаев, будут гораздо выше, чем остальных. Точную цифру министр не озвучил, но, судя по планам “мировых стандартов”, уже сейчас можно предположить, что цена обучения будет как раз на уровне Йелля и Кембриджа.
|
Строительство казахстанского Гарварда: о’кэй... или о, ужас? |
По планам властей, в 2015 году университет заработает в полную мощь, вмещая 25 тысяч студентов. “Пилотное” же открытие вуза состоится в сентябре 2010 года, когда будут набраны первые 4 тысячи абитуриентов.
Подготовительное отделение для первых двухсот человек, которое в Министерстве образования также хотят отдать под управление Лондонского университета-колледжа, планируют запустить уже в сентябре этого года.
Однако с планами открытия вышла заминка - красочные перспективы правительства под угрозу срыва поставил глава компании-застройщика “Сембол Иншаат” Айтекен Гультекен. По его словам, компания до сих пор не может решить в бюрократических коридорах ряд вопросов, вплоть до получения результатов экспертизы. “Вчера мы должны были получить экспертизу. Пока не получили”, - пожаловался он премьер-министру.
Кстати, эта компания не впервые сталкивается с особенностями казахстанской бюрократии. “Сембол Иншаат” на рынке Казахстана работает четыре года и уже отличилась быстрой постройкой Дворца мира и согласия (Пирамида) - ее построили меньше чем за полгода ко II съезду мировых и традиционных религий. Съезд-то в ней провели, да только потом объект еще полгода был закрыт на достройку. Равно как и новый стадион, на котором в прошлом году состоялся концерт, посвященный Дню столицы. Но заработать в полную мощность объект так и не сумел - не готов к эксплуатации.
На вопрос, почему затягивается строительство объектов, Айтекен Гультекен ответил не задумываясь: во время возведения как Пирамиды, так и стадиона компания-застройщик понесла убытки на 40 миллионов долларов. Причина - фирма работает без смет и экспертиз. “Мы всегда доверяли казахстанскому государству без смет и экспертиз”, - ошарашил строитель.
Тем не менее он пообещал, что пока работы на объекте останавливаться не будут. На что Жансеит Туймебаев, сообщив, что опасения руководства строительной фирмы не обоснованы, заявил, что и к строителям претензий немало: “Есть замечания Комитета по строительству Министерства индустрии и торговли”. Однако заметил, что “это все... не мешает строительству”.
Этот диалог произошел во время традиционного заседания правительства. Премьер-министр Карим Масимов был настолько поражен откровенностью иностранного застройщика, не стесняющегося поднимать проблему перед телекамерами (или просто не знающего про них), что быстренько свернул дискуссию, решив вернуться к вопросу при закрытых дверях.
В итоге, будет ли достроен казахстанский Массачусетс в срок, так и осталось загадкой. Но, учитывая способность отечественных политиков договариваться с турецкими строителями, мало сомнений в том, что здание официально презентуют 1 сентября.
Астана |