Ольга Шишанова
Процентные ставки по кредитам бизнеса необходимо снизить, а банки обязать поступиться частью доходов
С таким предложением в своем депутатском запросе к Премьер-Министру РК Аскару Мамину обратился депутат Мажилиса Парламента РК Азат Перуашев. По его словам, сегодня субсидирование по программе “ДКБ-2025” отталкивается от базовой ставки Национального банка с плюсом от пяти до девяти процентов. Что означает только одно - оставляя высокую базовую ставку девять процентов, Национальный банк поддерживает высокое финансирование самих банков за государственный счет. При этом уходящие на субсидирование кредитов средства “вымываются” из бюджета с удвоенной скоростью. Между тем, по прогнозам Нацбанка, в 2023 году средства Национального фонда составят 30,8 процента ВВП, приблизившись к уровню неснижаемого остатка. “В связи с этим мы просим Правительство РК обязать банки поступиться частью доходов и обусловить предоставление субсидирования по действующим кредитам МСБ понижением ставки кредитов до 14 процентов либо 1,5 базовой ставки Национального банка, из которых предприниматель оплачивает только шесть процентов”, - предложил депутат.
|
Мадина Абылкасымова
|
К слову, с самого начала введения ЧП в прошедшем марте со стороны депутатов партии “Ак жол” были направлены десятки обращений Правительству РК, Национальному банку и Агентству по финансовому рынку о половинчатости решений по кредитам, о недоступности рефинансирования по новым ставкам с требованиями проработать с БВУ дополнительные меры. “Все бесполезно. Доходило до того, что на поручение главы государства о признании ЧП форс-мажором агентство, сославшись на законодательство, фактически высказалось о неприменимости форс-мажора к банковским кредитам. На наши требования пересмотреть эти нормы, когда речь идет о массовом разорении предприятий, приходили отписки, которые показали свою неработоспособность в условиях практического полугодового запрета на работу предприятий. Предоставленная отсрочка по погашению кредитов внутри срока действия кредитного договора не решала проблемы. При этом по истечении отсрочки текущие платежи бизнеса становились гораздо больше прежних сумм за счет накопления отсроченных платежей и необходимости их погашения в оставшиеся сроки кредита, что ставило многих под прямую угрозу разорения, поскольку обороты простаивавших полгода предприятий невозможно восстановить сразу.
Однако банки кредиты так и не пролонгировали, и государство было вынуждено взять на себя вытекающие затраты. Более того, Национальный банк и агентство так и не позволили изменить те нормы, которые лишали тысячи предпринимателей необходимой поддержки на предыдущем этапе, потому что эти нормы защищают интересы банков”, - возмущается Перуашев. Кроме того, как оказалось, в ходе недавнего заседания Правительства РК председатель агентства Мадина Абылкасымова предложила максимальную ставку банков по субсидируемым кредитам в размере не менее 20 процентов годовых. “Получается, огромная доля государственной поддержки опять достанется не предпринимателям, а пойдет на завышенные доходы банков. Чем мотивировано такое решение? Если банки выдавали бизнесу кредиты по ставке 20 процентов годовых, они тем самым уже заложили высокую маржу. И вместо ограничения аппетитов в условиях массового разорения малого и среднего бизнеса государство собирается и дальше их оплачивать?” - удивляется депутат. И с этим трудно не согласиться - в нынешних условиях каждый несет свою долю потерь - и бизнес, и государство. “И только банки хотят по-прежнему получать те же доходы, как и в “жирные” годы, будто ничего не произошло...” - сетует Азат Перуашев.
Нур-Султан
|