|
Ольга Шишанова
История Казахского научно-исследовательского института культуры восходит к 1933 году. На тот момент это было первое специализированное научное учреждение молодой республики, у истоков которого стоял свет казахской интеллигенции той эпохи, чьи имена потом оказались вписаны в историю науки золотыми буквами. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью “НП” рассказал генеральный директор КазНИИ культуры, заслуженный деятель Казахстана Андрей Хазбулатов
- Андрей Равильевич, с чего все начиналось? - Около ста лет назад наука в Казахстане только начинала путь своего становления. Потому-то организация специализированного научного института, который бы занимался вопросами культуры и искусства, являлась архиважной государственной задачей. К слову, именно в этот период сотрудники института осуществили крупномасштабные полевые экспедиции в глубинки РК по сбору уникальных образцов народного фольклора, изделий декоративно-прикладного искусства и другого материала, что до сих пор актуален и востребован. Позже на основе института создали разветвленную сеть научных организаций, многие из которых активно функционируют и сегодня. Это Институт языкознания имени Байтурсынова, Институт литературы и искусства имени Ауэзова, Институт истории и этнологии имени Валиханова. Это говорит о том, что Казахский научно-исследовательский институт культуры был и до сих пор является флагманом научных изысканий в области отечественной культуры и искусства.
- Какие проекты реализует КазНИИ культуры сегодня? - Не ошибусь, если скажу, что мы по-прежнему вносим серьезный вклад в развитие казахстанской гуманитарной науки, реализовываем разноплановые и масштабные мероприятия в области археологии, этнографии, культурологии и искусствоведения. Среди них я бы назвал такие проекты, как “Художники современного Казахстана”, “Традиционные анималистические образы и мотивы в искусстве и культуре кочевников”, “Вопросы интеграции культуры Казахстана в мировое культурное пространство и инновационные процессы в культуре”, “Национальная идентичность казахов Центральной Азии и Европы в артефактах”. Как можно заметить, особенно привлекательными являются проекты, направленные на популяризацию богатого культурного наследия страны. В качестве примера назову “Карту локализации историко-культурных объектов”, а также мест всеобщего паломничества в РК с приложением необходимых материалов - исторических фактов, легенд, мифов. Кроме того, институт занимается производством научно-популярных и документальных фильмов, сотрудничая с известными казахстанскими режиссерами и сценаристами. - Например? - В нашем творческом багаже такие полюбившиеся зрителям фильмы, как “Под вечным оком неба”, который посвящен 550-летию Казахского ханства, “Шелковый путь Марко Поло”, “Возрождение Туркестана: городище Культобе”. Причем многие фильмы стали обладателями международных и республиканских наград и призов, чем мы очень гордимся. Так же, как и тем фактом, что являемся разработчиками Концепции культурной политики Казахстана, заложенной в 2014 году, Закона “О кинематографии”, который приняли в 2019 году, и некоторыми другими нормативно-правовыми документами в сфере культуры и искусства. А еще совсем недавно в институте завершили перевод на государственный язык и провели предпечатную подготовку великолепной книги итальянского путешественника Марко Поло о многообразии мира. Плюс в рамках археологических проектов института сегодня нами реализуются исследования о древнем Отраре, об уникальных памятниках Береля, о древнейшем поселении коневодов Ботай. Руководителями этого проекта являются мэтры отечественной науки Зайнолла Самашев и Виктор Зайберт.
- Всем известен проект по реставрации археологических объектов городища Культобе. Какие работы проводит институт в рамках его реализации? - Хотел бы отметить, что изначально этот проект начал осуществляться по инициативе Елбасы Нурсултана Назарбаева, а генеральным спонсором выступила международная компания ERG, которая оказывает поддержку многим социальным инициативам в Казахстане, в том числе нашему проекту “Реставрация исторических объектов городища Культобе”, который является не только уникальным, но и одним из крупнейших как по своему содержанию, так и по научным направлениям. Демонстрируя при этом синергию бизнеса и гуманитарной науки с современными технологиями. Плюс в процессе исследований городища мы опираемся на синтез традиционных методик и современных цифровых технологий, таких как георадарное сканирование, фотограметрия, 3D-моделирование. К слову, этому проекту много внимания уделяет и Премьер-Министр РК Аскар Мамин. Что касается самого городища, то в нем буквально каждый объект - это целая эпоха, демонстрирующая многоликую историю Великой степи, сменявшую народы, этносы, культуры, религии. Ведь Культобе считается не только прародительницей древнего Туркестана - столицы Казахского ханства, но и одновременно сакральным центром всей тюркской ойкумены. Тем самым речь идет о сакрализации этого места, которое можно назвать по классификации Пьера Нора “местом памяти”, даже местом коллективной памяти. Ее история началась в античную эпоху и укрепилась благодаря деятельности великого суфийского проповедника и поэта Ходжи Ахмеда Ясави, чей мавзолей находится буквально в 300 метрах от центра городища. Этот мавзолей и сегодня привлекает сюда множество туристов и паломников со всего мира.
Нур-Султан
|