|
Даулет Алтаев
Алматы пока не собирается отказываться от троллейбусов - акимат города спешит успокоить общественность, которая якобы насторожена состоянием троллейбусной инфраструктуры. Подобное провоцирующее предложение, мол, стоит ли вообще поддерживать изношенные троллейбусные сети в не самой простой экономической ситуации, озвучили в виде вопроса в ходе недавнего прямого эфира с Бакытжаном Сагинтаевым, акимом города Алматы
Напротив - принято решение выделить средства на модернизацию сетей, пусть и с существенным сокращением: из запланированных ранее пяти миллиардов тенге пока направят 1,7 миллиарда. Но уже в следующем году завершат программу реновации 172 из 191 километра троллейбусных сетей. Сегодня, по информации муниципалитета, в распоряжении города 194 троллейбуса. А в среднем в день выходящие на линию машины перевозят около 120 тысяч человек. В месяц - в районе трех миллионов. И все же неожиданное повышенное внимание к троллейбусной сети немного настораживает. К сожалению, некоторые программы реновации, которые связаны с оптимизацией работы экологически чистого транспорта, заставляют горожан воспринимать их с изрядной долей скепсиса и недоверия. Опасения горожан понятны и объяснимы - трамвай прекратил свое существование, а из 25 некогда работающих троллейбусных маршрутов в городе осталось только восемь. От Союза досталось больше. Но во время одной из последних оптимизаций, которая прошла совсем недавно, в августе 2015 года, закрыли три маршрута - 6, 8 и 16-й. А 11-й существенно сократили. Но позже горожанам (благодаря активной позиции) удалось его отстоять - 11-й вернули в полном объеме.
У троллейбуса в Алматы довольно непростая судьба - казалось бы, задыхающемуся городу, наоборот, необходимо развивать направление электротранспорта. Но на практике лобби сторонников использования автобусов гораздо эффективнее. Так, троллейбусные парки за номерами 2 и 3, опять же в результате очередной оптимизации, уступили место автобусным. В итоге сегодня в Алматы работает только один троллейбусный парк. Между тем акимат города продолжает поддерживать сеть в рабочем состоянии. По данным муниципалитета, программу модернизации линий и подстанций приняли в прошлом году. Определены средства - около пяти миллиардов тенге. Но из-за повышенных расходов, вызванных пандемией коронавируса, приняли решение сократить бюджет более чем в два раза. Но даже в такой, не самой простой ситуации у акимата нет планов отказываться от существующей троллейбусной сети. “Это история нашего города - отказаться от троллейбусов нельзя. Дух старого центра мы уже потеряли, и сейчас идет повсеместный запрет на стройку высоток, чтобы не портить облик. Если посмотреть, троллейбусы в нашем городе появились в 1944 году, им скоро будет 100 лет. Мы будем работать над тем, чтобы модернизировать линии, которые сегодня приходят в упадок. Необходимо модернизировать, обновить подстанцию, потому что не хватает тяги на линиях. Сети также изношены - это приводит к обрывам и созданию пробок”, - приводит цитату Бакытжана Сагинтаева портал inalmaty.kz. Итак, принято решение заменить 172 километра контактных сетей из 191 километра существующих до конца следующего года. Но, как видно, проект реновации направлен только на поддержание состояния сети и обеспечения возможности выхода всех существующих троллейбусов на линию. По словам градоначальника, нынешнее состояние сетей не позволяет выпустить на линию одновременно более 160 единиц - остальные 34 имеющихся в распоряжении города машин простаивают. Секвестр программы модернизации троллейбусной инфраструктуры также дает основание полагать, что в ближайшее время увеличения числа маршрутов (или хотя бы восстановления упраздненных в 2015 году 6, 8 и 16-го) и обновления парка техники ожидать не стоит. Учитывая ситуацию, у Алматы теперь уже, наверное, точно не будет возможности вернуться к планам начала 90-х прошлого столетия по созданию троллейбусного движения в урочище Медеу. А ведь в свое время поручение оформили документально: “Главе Алматинской городской администрации совместно с Государственной холдинговой компанией “Желдiрме”, Министерством энергетики и топливных ресурсов, Министерством экономики Республики Казахстан со II квартала 1994 года приступить к реализации 1-го этапа Комплексной схемы развития всех видов транспорта, предусмотрев приоритетное развитие электротранспорта, создание троллейбусного маршрута в урочище Медеу. Это содержится, к слову, в пятом пункте Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 25 ноября 1993 года № 1184 “О мерах по улучшению экологической обстановки в г. Алматы”. Но кто сейчас об этом вспомнит? Еще из нереализованных проектов, теперь уже 2000-х, запуск троллейбусных маршрутов по улицам Навои, Сулейменова, Жандосова к микрорайону Орбита и по проспекту Райымбека от улицы Емцова до автовокзала “Саяхат”. Всего более 20 километров. Напомним, что последний капитальный ремонт троллейбусных сетей в городе производили в 2000 году. До конца этого года, по словам Бакытжана Сагинтаева, в Алматы смонтируют опоры контактной сети по улицам Жандосова, Кабанбай батыра, Ауэзова, Розыбакиева, Жубанова, Емцова, Калдаякова, Пушкина, по проспектам Сейфуллина, Рыскулова и Райымбека.
|