ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



БИЗНЕС ПОГИБНЕТ РАНЬШЕ, ЧЕМ КОРОНАВИРУС Горячие новости / Исследования


Марта Рогова


Казахстанский тенге медленно, но верно теряет позиции. Небольшие качки в сторону укрепления не играют значительной роли в общей тенденции. Куда же катится наш тенге и где дно падения валюты?

alt

В последний месяц тенге демонстрирует устойчивое снижение по отношению к основным игрокам валютной корзины: евро и доллару. Если в начале июля доллар стоит 403 тенге, то на сегодня стоимость американца - 418. Евро поднялся за это время с 452 до 496 тенге. Разумеется, за это время были и периоды небольших отскоков то вниз, то вверх. Но в целом сохранилась динамика плавного падения.
Причины ослабления нашей валюты в общей экономической ситуации. Как мировой, так и внутри страны.
Вот что считают эксперты.
“Ослабление курса тенге в первую очередь отражает общий глобальный тренд снижения стоимости валют развивающихся стран, а именно так называемых нефтяных валют. К ним помимо тенге относятся канадский доллар, мексиканский песо, норвежская крона, российский рубль. Причиной ослабления нефтяных валют является завершение цикла роста цены на нефть, некоторое усиление оттока капитала из развивающихся стран на фоне нарастания неопределенностей, связанных как с распространением коронавируса в мире, так и с непростыми взаимоотношениями между Китаем и США”, - считает экономист Олжас Тулеуов.
Собственно, к нефтяным валютам относится и тенге. Зависимость нашего бюджета от сырьевого экспорта огромна. В структуре экспорта минеральные продукты превышают 70 процентов. А это означает, что в ближайшее время Казахстан недосчитается огромных денег в бюджете от продажи этого сырья: цены и на нефть, и на другие основные наши экспортные сырьевые товары упали и, видимо, не вырастут еще долгое время. Получается, что эпоха “богатой нефтяной страны” закончилась и наступило время несырьевой экономики. А она у нас, и это стоит признать, очень и очень слабенькая - доля обрабатывающего сектора не превышает 11 процентов (и этот показатель не растет на протяжении минимум десятилетия, несмотря на все программы индустриализации).
Чтобы понять степень зависимости нашего бюджета от сырьевых денег, достаточно посмотреть цифры.
В прошлом году доходная часть бюджета составляла 7 триллионов 81 миллиард тенге. Из них пять триллионов - это, по сути, нефтяные деньги: 3,5 триллиона тенге составили трансферты из Нацфонда, один триллион - выплаты по экспортным таможенным пошлинам за нефть, 500 миллиардов - налоги нефтесервисной отрасли...
И чем ниже цена на нефть, тем меньше денег притекает в Нацфонд. И тем меньше оттуда можно брать. Безусловно, еще на несколько лет имеющихся запасов хватит, но дальше фонд истощится и страна столкнется с огромной дырой в доходах бюджета. То есть нечем будет платить пенсии, зарплаты и пособия. Аналогичная ситуация и по ЭТП, и по налогам нефтесервисной отрасли - чем ниже цена нефти, тем меньше поступлений налогов, чем меньше доходов - тем меньше отчислений.
К падению доходов от сырья добавляются еще и последствия карантина: малый, средний да и крупный бизнес в стране терпит большие убытки. Для его подержания государство приняло беспрецедентные меры по налоговым каникулам. То есть вновь появляется дыра в бюджете, но хотя бы есть надежда на восстановление экономической активности бизнеса в ближайшем будущем.
Впрочем, если пандемия будет развиваться с текущей скоростью и нас ждут очередные ограничения в течение года, многие предприятия и компании просто прекратят свое существование. В рисковой зоне - сфера торговли товарами и услугами: общепит, объекты частного образования, непродуктовая розница.
В докладе “Перспективы конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства”, подготовленном Международным торговым центром (создан под эгидой Всемирной торговой организации и ООН), озвучили прогноз, что до 75 процентов малых и средних предприятий понесут потери от коронавируса (среди корпораций и других крупных компаний пострадают не больше 40 процентов). По мнению экспертов МТЦ, по миру в ближайшие три месяца из бизнеса навсегда выйдут 20 процентов малых и средних компаний и предприятий. А микрокомпании просто “погибнут раньше, чем коронавирус”.
Экономисты опасаются, что многие рестораны, гостиницы, фитнес-центры, туристические фирмы, а также предприятия, которые производят запчасти и разного рода комплектующие для больших компаний за рубежом либо в значительной степени зависят от международных поставок и торговли, скорее всего, не смогут оправиться от экономических потерь, вызванных пандемией.
В целом по миру торговля (товарами и услугами) может потерять по итогам года треть своих объемов (так считают во Всемирной торговой организации). В Казахстане уже отмечено снижение активности в торговле. По итогам полугода только розничная торговля просела на 12,6 процента. В сфере услуг падение за шесть месяцев составило 5,6 процента. С учетом июльского и августовского карантина картина только ухудшится. А если осенью опять будет локаут, падение может достичь 15 и более процентов. А это означает снижение налогов и доходов в бюджет (вдобавок к налоговым каникулам) и падение доходов населения. А значит, и их платежеспособности. Чем меньше у людей будет денег, тем меньше они смогут покупать и тем меньше будет скорость восстановления торговой отрасли, являющейся одним из драйверов для экономики и местом работы для почти двух миллионов (пятой части всего трудоспособного населения страны) человек.
Естественно, на фоне такой не самой радужной экономической картины национальная валюта не будет сильной.
Впрочем, в скором времени начинается налоговая неделя, компании станут “скидывать” доллары, что должно немного, но укрепить тенге. А вот что будет дальше, будет зависеть и от цены на нефть, и от карантинных итогов за лето.
В любом случае, вероятнее всего, в ближайшее время укрепления национальной валюты ждать не стоит. А значит, мы увидим очередной рост тенговой стоимости на импортные товары. Что вновь обесценит благосостояние казахстанцев.
Похоже, настало время правительству вообще начать забывать про нефть и газ и учиться “качать” экономику без сырья, начав с жесткого и тщательного секвестра, раздутого на красивые, но экономически бесполезные программы бюджета.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение