|
Алексей Мальченко Причина проблем - безнаказанность Жители городов ежедневно подвергают здоровье и жизнь большому риску сразу после того, как оказываются за порогом своего дома. Эта опасность кроется вовсе не в коварном вирусе, а в безответственном поведении отдельных граждан и фактическом бездействии представителей власти
Какие правила, я ж на лисапеде?! Городские власти давно и активно ведут борьбу с заторами на дорогах, для чего внедряют различные альтернативы личному транспорту, “зажимая” при этом автомобилистов. Это и запуск автобусных БРТ-линий, отъедающих солидный кусок проезжей части, и платные парковки, из-за которых многие стали оставлять свои автомобили в чужих дворах, и снижение скоростного режима, которое, как оказалось, не везде уместно. Как-то при запуске муниципального проекта проката велосипедов экс-аким Алматы Бауыржан Байбек показательно катался на велосипеде, предлагая и остальным горожанам последовать его примеру. Выделено несколько велосипедных дорожек как в центре города, так и в спальных районах. Казалось бы - красота. Но выяснилось, что наши велосипедисты напрочь лишены навыков поведения на дороге. ДТП с велосипедистом и пешеходом стало настоящим бичом наших тротуаров. Не лучшей альтернативой для пешеходов стали электросамокаты - они появились в Казахстане в 2015-2016 годах. Тогда новый вид транспорта считался сравнительно “спокойным” средством передвижения, поскольку максимальная его скорость составляла 20-25 километров в час, однако сегодня электросамокаты “эволюционировали”, и райдеры “летают” на них со скоростью 60-80 километров в час, и не только по проспекту Аль-Фараби, но и в парках, и на пешеходных аллеях. Та же беда. Ни о каких правилах дорожного движения эти водители просто не знают.
Вопрос без ответа О скрытой опасности этих электросамокатов и прочих видов легкого электротранспорта было известно еще тогда, четыре года назад, поскольку в других странах мира были доступны более продвинутые и мощные агрегаты. Приравнять электросамокаты к классу велосипедов не получилось, поэтому в МВД быстро ретировались и, сославшись на отсутствие отдельного класса легкого электротранспорта, быстренько “пристроили” их к мопедам. Закон “О дорожном движении” невнятно, но все же прописывает требования к эксплуатации электросамокатов. В нем говорится, “мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания, с объемом цилиндра, не превышающим 50 кубических сантиметров, либо электрическим двигателем и развивающее максимальную скорость не более 50 километров в час. К мопедам приравнивают велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками”. Требования к ним соответствующие. Но электросамокаты уже давно массово выпускают и повсеместно продают с мощными двигателями, способными развивать скорость свыше 50 километров в час, при этом вес самого “болида” вырос с 15 до 35-40 килограммов - это чистый вес (!) без учета массы райдера. То есть ни о каком тождестве с мопедами и речи быть не может! Что же изменилось в законодательной плоскости сейчас? Ровным счетом ничего. По всей видимости, в МВД решили, что достаточно “общей” классификации под знаменателем “мопеды”, и на этом точка, а то, что мощность многих электросамокатов выходит далеко за переделы допустимых норм - это их, видимо, не волнует. К слову, двигаться на электрическом самокате можно по “велосипедной полосе движения, а при ее отсутствии - по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд”. В свою очередь по пешеходным дорожкам или тротуарам электросамокатчикам ездить запрещено. Нарушителям грозит штраф в размере 15 МРП. Однако, как можно убедиться, все игнорируют эти правила и запреты, перемещаясь по городу хаотично и беспорядочно. Почему? Возможно, из-за незнания и очевидно, что из-за удобства выстраивать маршрут так, как комфортнее райдеру. Мы сомневаемся в том, что все райдеры, катающиеся по пешеходным зонам, делают это сознательно для того, чтобы нарушить правила. Причина кроется в другом - отсутствии контролирующих органов. Для примера, обратим внимание на автомобильное движение: на перекрестках автомобилисты четко следуют сигналам светофора. В случае их поломки перекресток в считанные секунды превращается в территорию хаоса и один большой затор. Если же на нерегулируемом перекрестке находится регулировщик, то на перекрестке не возникает никаких сложностей, поскольку все водители руководствуются командами полицейского. Аналогичная ситуация и с легким электротранспортом: райдеры катаются бесконтрольно и хаотично, поскольку контроля за их продвижением попросту нет. Этот хаос так и будет продолжаться до тех пор, пока не появится четкий закон, а полиция не начнет исполнять свои прямые обязанности. Мы направили запрос в Комитет административной полиции МВД РК, в котором поинтересовались: “Ведется ли МВД работа по изменению ПДД и выделению электросамокатов, а также прочего легкого электротранспорта (моноколеса, гироподы, электровелосипеды) в отдельную категорию ТС?”, а также: “Какие меры по контролю за передвижением легкого электротранспорта приняты сегодня в Казахстане?”. Но, увы, ответов на свои вопросы мы так и не получили, что позволяет предположить, что в этом вопросе продолжается полное бездействие.
Европейский опыт?! Не слышали! Сотрудники МПС ДП уже не раз проводили профилактические рейды среди владельцев электросамокатов в крупных городах Казахстана. Они показали, что многие их владельцы не знают элементарных ПДД. Этот факт подтверждают и многочисленные происшествия с пешеходами. И здесь есть один очень важный момент: пострадавшие не обращаются в полицию, поскольку знают, что найти самокатчика или мопедиста практически невозможно. То есть райдеры на электросамокатах остаются вне закона. Полиция не обращает внимания на этих участников движения, несмотря на то, что райдеры на легком электротранспорте, мопедах, а порой и велосипедах совершают грубейшие нарушения ПДД, позволяя себе выезд на встречную полосу, и передвигаются по исконно пешеходным зонам, таким как Арбат и прочим. Если бы эти эпизоды имели исключительно хулиганский характер, то вопрос не стоял бы так остро, однако все гораздо серьезнее. Если раньше ДТП с пешеходами были редким явлением и приводили лишь к ссадинам и ушибам, то сейчас столкновения чреваты переломами костей и разрывом внутренних органов. В мировой практике уже фиксировали случаи, когда столкновение приводило к летальному исходу. Подчеркнем, большая часть таких происшествий случается не на дорогах общего пользования, а на пешеходных аллеях и тротуарах. “НП” уже не раз публиковало материалы, в которых акцентировалась необходимость выведения класса электротранспорта в отдельную категорию ТС с введением четких правил и ответственности за несоблюдение ПДД. Отсутствие в законодательстве четких правил эксплуатации конкретных ТС порождает вседозволенность, которая впоследствии приводит к росту травматизма. Эта ситуация создает большую социальную напряженность, которая, как представляется, со временем будет только усиливаться. МВД больше не может игнорировать этот факт. Нужны срочные радикальные меры. Во многих развитых странах уже на протяжении нескольких лет работает туристическая полиция, прерогативой которой является соблюдение порядка и безопасности в местах большого скопления людей и прогулочных зонах городов. В Казахстане любят перенимать опыт других стран, причем некоторые практики внедряют в мгновение ока: очень быстро внедрили систему платных парковок, организовали скоростные БРТ-линии общественного транспорта. Однако усиленный контроль за малым электротранспортом, который в Европе существует уже давно, в РК перенимать почему-то не спешат.
|