ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ Горячие новости / Исследования


Ольга Шишанова

В Западном Казахстане создадут резерват для сайги. Об этом сообщил пресс-секретарь Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР) РК Сакен Дилдахмет

Сегодня, по его словам, готовится экономическое и научно-техническое обоснование проекта. Постановления правительства также еще не было, потому как только после него “будет создан резерват, призванный защищать и охранять популяцию уральских сайгаков”. Между тем, как рассказал журналисту “НП” замдиректора по науке Центра прикладной биологии Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Сергей Скляренко, создание этого резервата должно было состояться еще в 2015 году. “Идея его создания появилась еще в 2014 году, открыться он должен был сразу же, в следующем, 2015 году. Однако что-то пошло не так, и все пока так и осталось на бумаге. С одной стороны, создать ООПТ - особо охраняемую природную территорию - не так просто, сразу дает знать о себе множество вопросов, касающихся финансирования, штатного состава, численности. А так как численность в государственных учреждениях строго регламентирована, весьма сложно получить разрешение на создание чего-то нового. В любом случае создание резервата в ЗКО запланировали давно, и, конечно, не только под сайгу, которая была одним из объектов, которые должны были охраняться в резервате”, - поделился Скляренко.
Действительно, главная задача существования и деятельности любого резервата - это сохранение нетронутых экосистем, в этом случае - в зоне сухой степи. Ареал ее охватывает пойму и низовья реки Уши-Озек, приречные чинки, а значит, речь идет о сохранении видов как животных, так и растений. Так, кроме уральской популяции сайги, по словам Сергея Скляренко, охраняться будут такие редкие виды птиц, как степной орел, журавль-красавка, могильник. То есть представители казахстанской Красной книги, которым грозит исчезновение.
Место, выбранное под резерват, само по себе, по мнению Скляренко, достаточно ценное. Поскольку оно находится на территории ЗКО, где нет ни одной ООПТ со статусом юридического лица - к ним относятся заповедники, национальные парки и резерваты. Другими словами, это те территории, которые действуют как государственные учреждения, имеют свою администрацию, штат охраны, свои планы управления. При этом для таких территорий земли выводятся из хозяйственного оборота и переводятся в категорию земель особо охраняемых природных территорий, которые не подлежат приватизации. Что очень важно для дальнейшего статуса такой ООПТ.

 


И основная задача таких территорий, повторим, - это сохранение прежде всего экосистем и всего, что к ним относится. То есть не отдельного какого-то вида, а сохранение их целого комплекса.
Более того, если этот резерват, как это было запланировано еще в 2015 году, включит в себя ко всему прочему еще и одну из основных орнитологических территорий международного значения, то это сыграет свою положительную роль для сохранения не только экосистемы региона республики, но и Средне-Азиатского региона в целом. Потому что эта территория в Казахстане относится как раз к тем пространствам, которые не очень хорошо охраняются. Есть, конечно, пара резерватов в зоне сухих степей - Иргиз-Тургайский резерват и Алтын-Дала. Но этого мало. Так что, если появится еще резерват в Западном Казахстане, то это будет очень даже неплохо для сохранения биоразнообразия такой специфической зоны.
Что касается главного вида, ради кого это все затевается - уральской популяции сайги, то она уже сегодня в хорошем состоянии, кстати, намного лучшем, чем остальные две - бетпакдалинская и особенно устюртская. Ее численность достигла сегодня после печальной весны 2015 года, когда все три вида оказались подвержены неизвестной болезни, почти 200 тысяч экземпляров. Миграции она предпринимает достаточно на небольшие расстояния, тем не менее не следует думать, что теперь сайга будет жить за ограждением. Точно так же, как нельзя запереть ни одно животное ни в нацпарке, ни в резервате, ни даже в заповеднике - все эти пространства существуют безо всяких ограждений. Такие территории лишь сохраняют ключевые места обитания, где тот или иной вид уже живет. Разве что им обеспечивается охрана, причем для оседлых видов это работает больше, а для мигрирующих, как та же сайга - меньше. Так что, естественно, сайга как мигрировала, так и будет это делать, но вот только по той территории, а в первоначальных планах это было почти 300 тысяч гектаров, где ее никто и ничто не будет беспокоить.
“А вообще особо охраняемые природные территории - это совершенно необходимый элемент для сохранения биоразнообразия. То есть без них никак нельзя обойтись. При этом ООПТ должны обеспечить некую экологическую сеть участков, где будет охраняться тот или иной вид, либо сразу, как правило, несколько. В идеале такая экологическая сеть должна состоять из ООПТ со строгой охраной - нацпарков, резерватов, заповедников, соединенных между собой экологическими коридорами, которые, кстати, к ООПТ не относятся, но при этом там существуют некоторые ограничения на ту же хозяйственную деятельность человека, которые позволяют сохранять ландшафты. И все вместе должно работать на определенную идею сохранения биоразнообразия, где должно найтись место и для диких животных, и для воспроизведения хозяйственной деятельности человека”, - утверждает Сергей Скляренко. Но для этого, по его мнению, необходима общая концепция или, иначе говоря, стратегия сохранения биоразнообразия, которой сейчас в Казахстане, к сожалению, нет. Последняя такая большая государственная программа по сохранению биоразнообразия в республике “Жасыл Даму”, успешно отработав несколько лет, закончилась еще в 2014 году. С тех пор ничего целостного в этом направлении не разрабатывалось, тогда как комплексный подход в вопросах сохранения биоразнообразия в республике позволяет не только концентрированно планировать общий и целостный подход, но и привлекать государственные средства, расходуя их рационально, а не хаотично, как это происходит на протяжении предыдущих пяти лет. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение