Ботагоз Искакова
В то время как дворы жилых комплексов в крупных городах Казахстана буквально заставлены автомобилями, что противоречит строительным нормам и правилам (СНиП), застройщики не могут продать парковочные места, которые они вынуждены строить, опираясь на те же СНиПы. Чтобы решить этот вопрос, центральному госоргану необходимо определиться, что по приоритету выше - безопасность и здоровье жителей или снижение стоимости квадратного метра. Хотя, по сути, необходимо найти механизмы, которые заставили бы автовладельцев выкупить законные места для своего железного друга
Столичные застройщики жалуются на недополучение прибыли. У каждого из них в остатках от одного до трех тысяч парковочных мест, которые они построили по требованиям СНиП, а рынку они оказались не нужны и остаются невостребованными. И мало того, что автовладельцы не стремятся их покупать. Застройщики вынуждены их содержать, платить за них налоги и даже охранять от тех, кто ставит свои авто на невыкупленных площадях, надеясь заполучить их бесплатно. Они бы и рады изменить их целевое назначение, но сделать это на законных основаниях не так-то просто, эти паркинги должны отвечать всем требованиям по проветриваемости и в них должны строго соблюдаться меры противопожарной безопасности. На какие скидки и акции застройщики бы ни шли, автовладельцы не становятся в очередь на покупку свободных парковочных мест в своем жилом комплексе.
Сами эти СНиПы (3.01-01-2008 Градостроительство) расписаны на 118 листах мелким шрифтом без пробелов. В них, к примеру, очень подробно оговорено, что “в пределах территорий жилой застройки также следует предусматривать открытые площадки (гостевые автостоянки) для парковки легковых автомобилей посетителей из расчета 40 машино-мест на 1000 жителей, удаленные от подъездов обслуживаемых жилых домов не более чем на 200 метров”. Уже более десяти лет застройщики атакуют Комитет по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и инфраструктурного развития с просьбой пересмотреть специальные СНиПы города Астаны от 2007 года касательно норм по паркингам. Эксперты Союза строителей Казахстана подчеркивают, что все это в итоге выливается в удорожание квадратного метра жилья и снижение покупательской способности населения. На претензии застройщиков руководитель управления технического регулирования и нормирования Комитета по делам строительства и ЖКХ МИИР РК Нуржан Досаев сообщил, что в 2016 году внесли изменения в СНиПы от 2013 года, в соответствии с которыми “для малогабаритного жилья и жилья четвертого класса парковочные места уже не предусмотрены”. Но и только. В свою очередь заместитель председателя Комитета по делам строительства МИИР РК Алмас Идрисов отметил, что ряд местных исполнительных органов не разделяет точку зрения застройщиков. “Это связано с тем, что есть риски увеличения пробок, снижения противопожарных требований”. Между тем, если заглянуть едва ли не в каждый столичный двор, можно заметить, как нарушаются санитарные требования. Так, запрещается ставить автомобиль на расстоянии ближе десяти метров от жилых домов, границ земельных участков общеобразовательных школ, интернатов, дошкольных и лечебных учреждений. А если машин от 10 до 50, то это расстояние и вовсе должно быть увеличено до 15 метров. Не говоря уже о том, что, согласно пункту 12 “Правил дорожного движения” и статье 597 Кодекса об административных правонарушениях, за парковку на тротуарах, газонах, клумбах, детских и спортивных площадках нарушители должны будут выплатить штраф в размере 10 МРП. Однако дорожная полиция не спешит призывать нарушителей к ответу, даже если автовладельцы загораживают площадки около подъездов жилых домов, не говоря уже о требовании соблюдения вышеуказанной нормы о соблюдении десяти метров. С другой стороны, очевидно, что одними репрессивными мерами проблему не решить. Ведь буквальное соблюдение санитарных правил (при том, что это все-таки не закон как таковой) невозможно физически, учитывая имеющийся на сегодня у жильцов парк машин. Впрочем, это уже отдельная тема.
Нур-Султан |