|
Ольга Шишанова
Для того чтобы защитить потребителя, сенаторы предлагают в будущем ставить на продуктах специальные метки с указанием их вредности или полезности. Тогда как сотрудники Министерства торговли и интеграции РК для защиты прав потребителей уже сегодня предлагают несколько вариантов
Напомним, сенатор Мырзатай Жолдасбеков в ходе недавнего обсуждения Кодекса о здоровье предложил наносить специальные метки на продукты питания, которые бы указывали на его полезность или вредность. Таким образом он предлагает решить вопрос с проблемами ожирения и излишнего потребления сахара казахстанцами. Два этих фактора, как известно, являются в большинстве случаев причиной серьезных заболеваний среди населения, таких как сердечно-сосудистые болезни, диабет и другие заболевания со всеми вытекающими печальными последствиями. При этом сенатор уверяет, что “во всех развитых странах мира в супермаркетах наносят специальные метки на упаковку продуктов питания”. Однако при этом он не упоминает о том, что, во-первых, не во всех супермаркетах есть специалисты, способные разобраться в таких вопросах, во-вторых, не на все продукты, как правило, наносится полностью их состав, и, в-третьих, все-таки наносить подобные метки должен производитель, а никак не представители супермаркетов, перед которыми стоит совершенно другая задача. То есть, по большому счету, не забота о здоровье покупателя, пусть некоторые и придерживаются этого, а необходимость продать как можно больше товара, получение прибыли. Может быть, поэтому единственные метки, которые сегодня широко известны не только в мире, но и в Казахстане, это цветная маркировка на тубах с зубной пастой. Черная полоса означает самую высокую шкалу вредности, то есть продукт создан полностью на основе химии, далее следует красная метка, потом синяя и, наконец, зеленая, которая указывает на то, что продукт “не представляет угрозы для здоровья, более того, полезен”. Парламентарий убежден, что такая маркировка могла бы помочь казахстанцам делать осознанный выбор и при покупке продуктов питания. “Тогда как сегодня все свалено на полках. В итоге покупатель не видит, что покупает. Надо законодательно установить единое требование к оформлению таких полок в торговых сетях”, - сетует Жолдасбеков. Идея, может быть, и хорошая, однако при этом сенатор ничего не говорит о том, что и сам покупатель должен быть более внимательным и знать, что он покупает. В то же время он призвал последовать примеру России и других стран мира в части введения отдельного налога - акциза на употребление так называемого жидкого сахара, то есть сладких газированных и энергетических напитков, поскольку излишнее потребление сахара также приводит к ожирению, диабету и проблемам с зубами. Однако и сладкие газированные напитки, и даже некоторые энергетические, по мнению независимых медицинских экспертов, не являются настолько вредными продуктами, во всяком случае, лимонад уж точно, и более того, не относятся к алкогольной продукции.
И еще одно его предложение - законодательно отрегулировать вопросы снижения количества соли в продуктах питания. По его мнению, “соль, которую мы используем в пищу, нужно продавать уже с йодом, что позволит защитить население от многих эндокринных заболеваний”. С одной стороны, сенатор прав - в Казахстане давно в силу различных причин наблюдается недостаток йода, с другой - возможно, столь резкие действия все-таки будут похожи на лишение покупателя права выбора, которое является одной из важнейших прерогатив и постулатов свода Закона “О защите прав потребителей”. Так что такой подход к столь широкому кругу вопросов сегодня кажется более узким и не может охватить решение проблем на самом деле. Во-первых, одними метками тут не обойтись, поскольку нет гарантии, что предприниматели все как один будут придерживаться этого правила. В качестве отрицательного примера достаточно вспомнить необходимость проставления подобных меток на продуктах с ГМО, которое постепенно сошло на нет. Во-вторых, отсутствие права выбора, связанного с тем или иным продуктом, так же, как с той или иной услугой, может и будет во многом тормозить развитие рынка, развитие многообразия производства. Но главное, будет нарушать права потребителя. Между тем Комитет по защите прав потребителей МТИ РК предлагает несколько иных вариантов, которые будут защищать как самого покупателя, так и способствовать тому, чтобы бизнес стремился к производству качественных и полезных продуктов питания, предоставления услуг. Для этого комитет всего лишь в течение года провел работу, результатом которой стало многообразное предоставление вариантов для потребителя при защите его собственных интересов. Это, во-первых, возможность обращаться по поводу предоставления некачественных товаров и услуг не только в общественные организации, как это было много лет подряд и, как показала практика, являлось малоэффективным способом. Сегодня потребитель может обратиться для защиты своих интересов в арбитраж, нанять адвоката, пожаловаться юристу, но главное, комитет ввел практику досудебного урегулирования между покупателем и производителем или услугодателем. Во-вторых, такие меры будут способствовать тому, что бизнес, занимающийся тем или иным производством продуктов, товаров и тому подобным, будет учитывать возможные негативные последствия и, соответственно, принимать необходимые меры для соблюдения правильных стандартов. В противном случае к нарушителям могут и будут применены серьезные санкции, вплоть до закрытия производства. Которые сегодня, к сожалению, практически отсутствуют, что явно позволяет предпринимателям снижать ответственность на вполне “законных” основаниях. Впрочем, об этом можно будет говорить чуть позже, поскольку такая мера должна стать вторым шагом на пути к совершенствованию и регулированию прав потребителей. Над этим шагом Комитет по защите прав потребителей МТИ РК работает уже сегодня.
Нур-Султан
|