|
Мадина Меирманова
Пандемия коронавируса подкорректировала многие международные мероприятия. В том числе и планировавшиеся визиты президентов в другие страны. Вот и Касым-Жомарт Токаев, которого уже год с нетерпением ждали в Сеуле, вынужден перенести поездку (пока на неопределенный срок). А вместе с поездкой переносится и другое событие, к которому готовились год и хотели приурочить к дружескому визиту казахстанского президента в Южную Корею, - перезахоронению на родине останков национального героя Кореи, полвека назад почившего на казахстанской земле
Больше века назад на Корейском полуострове развернулась ожесточенная партизанская война против японской оккупации. В 1905 году император Кореи подписал договор, отдав Японии контроль над внешней политикой страны, через пару лет - еще одним договором Сеул передал Токио право контролировать свое правительство (назначать своих заместителей во все министерства). Подобное соглашательство политиков вызвало негодование в народе, который и поднялся против японской “тихой оккупации”. Сначала все это было массовым партизанским движением, а с 1907 года, после роспуска корейской армии, к партизанам присоединились демобилизованные солдаты. На севере страны партизан возглавлял Хон Бом До. До 1910 года шли активные боевые действия, впрочем, безуспешные для корейцев. 22 августа 1910 года в Сеуле был подписан японо-корейский договор, согласно которому вся власть в стране перешла к японскому губернатору и произошла аннексия Кореи Японией. Однако партизанское движение - Армии справедливости - было активно еще некоторое время. К началу 1911 года основные силы этой армии разгромили, а ее остатки бежали на территории Китая и России. Хон Бом До еще пару лет с остатками своей армии пытался противостоять японским силам, но в итоге тоже ушел на российский Дальний Восток, где стал коммунистом и до 1923 года сражался с белогвардейцами (время от времени совершая рейды по северным провинциям Кореи). В 1921 году он даже съездил в Москву на встречу с Лениным “в качестве делегата - представителя от корейских партотрядов”. С 1923 года корейский партизан осел в сельхозкоммуне в Иркутске, откуда в 1937 году вместе с другими корейцами его депортировали на юг Казахстана. Последние годы своей жизни прославленный герой работал сторожем в школе. В 1943 году Хон умер и был похоронен на одном из кладбищ Кызылорды.
|
Могила Хон Бом До в Кызылорде
|
Вот такова краткая история жизни человека, оставившего яркий след в истории Кореи. И, что интересно, героем его считает именно Южная Корея (в 1962 году он даже был посмертно награжден правительством Республики Корея орденом “За заслуги в строительстве государства”), хотя родился, жил и воевал на территории нынешней КНДР. Да и сам факт того, что Хон Бом До был сторонником идей марксизма, больше должен привлекать Пхеньян. Причина кроется, видимо, в другом. Несколько лет назад стало известно, что женщина, которая называет себя внучкой Хон Бом До, инициировала процесс переноса останков народного героя Кореи на историческую родину. (Сама она живет в Приморском крае РФ.) Причем, что интересно, согласно архивным данным, единственная жена и сын генерала умерли еще при его жизни. И других прямых потомков у него не было. Но зато время от времени появляются “внучатые племянники”. Истинность “родословной” которых, конечно же, под большим вопросом. В любом случае, зерно идеи переноса останков борца с японскими агрессорами и за независимость Кореи упало в плодородную почву. И больше года несколько делегаций из Сеула посетило Кызылорду и Нур-Султан, проводя переговоры о перезахоронении. Сразу оговоримся. В мировой юридической практике отсутствуют специальные законы/соглашения, которые бы регулировали подобные действия. Все случаи по переносу останков из одной страны в другую решаются в двустороннем порядке между государствами. И напоминают они процедуру перезахоронения внутри одной страны: согласие родственников, оформление документов. Правда, здесь еще добавляются “политические моменты”. Дело в том, что героя-освободителя чтят корейцы не только в Корее, но и в Казахстане, и в России. В Кызылорде, например, построен мемориал “Хон Бом До” и создан фонд в его честь. А в 2018 году здесь прошла международная конференция, посвященная 150-летию героя. В Уссурийске на территории корейского культурного центра возвели памятник корейскому патриоту. А значит, перенос останков в этом случае - весьма сложная проблема. Хон Бом До герой для более чем 100 тысяч казахстанских граждан корейской национальности. Которые еще делятся рассказами своих предков, лично знавших партизанского генерала, уже времен его жизни в Казахстане. Видимо, именно поэтому переговоры идут так долго. Корейская сторона надеется, что завершатся они уже к августу нынешнего года, чтобы возвращение останков именитого героя на историческую родину совпало со 100-летием битвы за Фэнвудун (в июне 1920 года корейские борцы за независимость одержали первую победу над японскими милитаристами в местечке под названием Фэнвудун в китайской провинции Гирин). Но вернемся к 100 тысячам казахстанских корейцев. Да, политически вернуть останки Хон Бом До Сеулу, быть может, и выгодно с точки зрения большой политики и “поклона” в честь будущих корейских инвестиций в экономику РК. Но, возвращая останки на историческую родину, тем самым отказывают в праве поклоняться национальному герою казахстанским гражданам. В стране, где проповедуют уважение к истории всех народов, такое было бы не совсем корректным. К тому же к останкам и памяти Хон Бом До в Казахстане относятся со всем пиететом и уважением. Если руководствоваться принципом “он наш, надо вернуть”, тогда пришлось бы возвращать на родину останки, например, казахстанских героев войны: Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой, Тулеугали Абдыбекова, Ивана Панфилова, Мустафы Шокая. Можно затребовать у Пекина останки Оспан-батыр - губернатора Алтая, одного из лидеров национально-освободительного движения казахов Синцзяня. Или, например, Россия может затребовать перезахоронить останки Набокова, Галича, Тарковского... Так что, не все то, что политически выгодно, может быть верным с этической да и с исторической точки зрения.
Нур-Султан
|